Фордзон-Путиловец: первый массовый советский трактор

Фордзон-Путиловец: первый массовый советский трактор

05 июля 2022 Выкл. Автор autohs.ru

В то время как в других странах в сельском хозяйстве все большую роль стала играть механизация, в начале 1920-х Советский Союз все еще оставался страной гужевого транспорта. Чтобы переломить ситуацию, требовалось организовать массовое производство простых и дешевых тракторов. Дело осложнялось тем, что из-за недостатка необходимых компетенций, наладить такого рода производства собственными силами и в разумные сроки не представлялось возможным. Как следствие, руководством СССР было принято наиболее очевидное решение — закупить лицензию за рубежом. Так на свет появился первый массовый советский колесный трактор — Фордзон-Путиловец.

Fordson F

Fordson F
Генри Форд со своим творением

Фирма Fordson была основана в 1916 году известным американским промышленником Генри Фордом. Талантливый бизнесмен хорошо понимал, что наравне со всеобщей автомобилизацией настала эпоха моторизации промышленности и сельского хозяйства. Следуя своим принципам, Форд разработал простой, удобный в управлении и доступный колесный трактор, приспособленный для массового серийного производства.

Трактор, получивший обозначение Fordson F, имел двухосную компоновку с ведущими колесами увеличенного диаметра сзади, и управляемыми колесами спереди. Первенец Fordson — это первый в мире безрамный трактор. Картер его двигателя, корпус коробки передач и заднего моста представляли собой единую конструкцию. Двигатель карбюраторный, четырехцилиндровый мощностью 20 л.с. работал в паре с 3-ступенчатой коробкой передач. Подвеска как таковая отсутствовала. Колеса стальные, с мощными грунтозацепами, в целях экономии крыльями не накрывались, отчего для тракториста были крайне травмоопасны. Кабина отсутствовала, из удобств — стальное сиденье без спинки.

Фордзон-Путиловец
Технический коллектив завод Красный Путиловец и двухтысячный Фордзон-Путиловец

Большинство недостатков Фордзон, перекрывала его цена. По мере наращивания производства, стоимость трактора постоянно снижалась. Если в 1917 году за него просили 900 долларов, то в 1921-м уже 625. Для сравнения, Ford T аналогичного года выпуска стоил 300 долларов. Помимо небольшой цены, Fordson славился своей универсальностью и простотой освоения. Его мощность на крюке достигала 9 л.с., а рабочий диапазон скоростей варьировался от 2,3 до 10,8 км/ч.

Фордзон-Путиловец

Фордзон-Путиловец
Фордзон-Путиловец

Таким образом, для советской программы начальной коллективизации, Fordson F обладал наиболее оптимальным набором характеристик. Вскоре советское правительство и Генри Форд подписали лицензионное соглашение об организации производства трактора на территории СССР. В нашей стране машина получила наименование Фордзон-Путиловец, от имени завода-изготовителя — Красный Путиловец. В техническом плане советский Фордзон от американского ничем не отличался. Серийный выпуск Ленинградский завод освоил в октябре 1924 года. Поначалу трактор выпускался из американских комплектующих, но постепенно путиловцы полностью локализовали производство.

Фордзон-Путиловец
Фордзон-Путиловец в работе

В СССР Фордзон-Путиловец был чрезвычайно востребован. На тракторе обрабатывали огромные пахотные площади. Причем зачастую механизаторы работали в несколько смен. Кроме того Фордзон часто применялся для привода стационарных машин: мельницы, генератора, насоса, механической пилы и т.д. В таких сложных условиях моторесурс трактора не превышал 200-300 часов. Тем не менее именно Фордзон-Путиловец стал тем необходимым подспорьем в коллективизации и основой тракторостроения СССР.

Всего с 1924 по 1932 год завод Красный Путиловец выпустил 49598 тракторов.