FSO 1100 Coupe: история польского «Lotus»

FSO 1100 Coupe: история польского «Lotus»

02 июля 2022 0 Автор autohs.ru

В СССР автомобили польской «Фабрики Самоходов» (Fabryka Samochodow Osobowych) особой известности не имели. В самой Польше завод FSO выпускал лицензионную копию итальянского Fiat 125p. Автомобиль в общем-то неплохой, но в техническом плане устаревший уже на момент выхода. Между тем поляки не оставляли попыток осовременить свои машины — выпускали множество прототипов, в том числе и спортивных. Один из них FSO 1100 Coupe, получивший прозвище «польский Lotus».

FSO 1100 Coupe

FSO 1100 Coupe
FSO 1100 Coupe

Разработка перспективного спортивного автомобиля получившего рабочее название FSO 1100 Coupe, началась в 1973 году по инициативе Мирослава Гурски — директора научно-технического центра по разработке легковых автомобилей при заводе FSO. Вскоре к амбициозному проекту примкнул известный польский промышленный дизайнер Збигнев Уотсон, в копилке которого уже был проект спортивного купе на базе Polski Fiat 125p.

Так как выбор компонентов был сильно ограничен, в основном работы вылились в создание принципиального нового кузова, способного уместить 4 человек. За основу взяли плиту пола от переднеприводной Zastava 1100p (югославский лицензионный вариант Fiat 128), предварительно развернув ее на 180°. К ней приварили оригинальный силовой каркас, который накрыли практически плоскими, стальными кузовными панелями. Получился стильного вида двухдверный кузов в прогрессивном клиновидном дизайне.

FSO 1100 Coupe

При этом Збигнев Уотсон не скрывал, что вдохновлялся наработками итальянских кузовщиков. Внешне FSO 1100 больше всего напоминал Fiat X1/9 (работа Марчелло Гандини) и Lotus Esprit (Джорджетто Джуджаро). Он также имел пониженную высоту крыши и модные по тем временам «слепые» фары. Однако в части энерговооруженности, польский «спорткар» своим западным конкурентам значительно проигрывал.

FSO 1100 Coupe оснащался скромным 4-цилиндровым мотором объемом 1,1 л мощностью 55 л.с. от все той же Заставы 1100. Работал двигатель в паре с 4-ступенчатой «механикой», крутящий момент от которой передавался на задние колеса. Переднюю независимую подвеску и дисковые тормоза, конструкторы позаимствовали у Fiat 125p. В такой конфигурации максимальная скорость автомобиля не превышала 140 км/ч. Иными словами какого-то «спорта» от FSO 1100 ожидать не приходилось, и это при том, что автомобиль весил всего 900 кг.

FSO 1100 Coupe
В салоне FSO 1100 Coupe

Внешне «польский Лотус» выглядел отлично, с салоном дело обстояло похуже. На рабочем месте водителя ожидала массивная, словно срубленная топором, пластиковая передняя панель с огромными колодцами спидометра и тахометра. По части элементов салона полный «интернационал»: руль от Fiat X1/9, дверные ручки — Fiat 132, кнопки, переключатели, рычаги управления пришлись от Fiat 125p. В целом интерьер, даже с учетом «скидки за прототип», выглядел сильно хуже импортных аналогов. В активе разве что были неплохие ковшеобразные сиденья с регулировками, разработанные специально для ФСО 1100.

Туманные перспективы

Польский автомобиль ФСО

Широкой публике прототип представили в 1974 году на выставке посвященной 30-летию образования ПНР в Варшаве. Там FSO 1100 Coupe произвел настоящий фурор. Оно и понятно. Завод FSO прогрессивными автомобилями особо не славился, а тут такое.

Впрочем, к серийному производству спортивный FSO никогда не планировался, ведь лишних средств на освоение производства у завода не имелось. Кроме того, то с точки зрения народного правительства, настолько непрактичный автомобиль стране был попросту не нужен — обычных не хватало. Как следствие автомобиль послужил только лишь «шоу-каром» — демонстрацией возможностей польских автомобилестроителей. Вскоре после завершения выставки FSO 1100 был уничтожен.