Fiat X1/9: уникальный среднемоторный спорткар из Италии
26 февраля 2020Итальянские спорткары известны на весь мир как роскошные, быстрые, но дорогие автомобили. И так бы все оставалось, если бы исполнительный директор Fiat, великий Джанни Аньелли, лично не дал ход амбициозному проекту по созданию доступного спорткара — Fiat X1/9.
Autobianchi Runabout A112

История X1/9 началась в далеком 1969 году, когда компания Autobianchi представила прототип Runabout A112. Он обладал очень необычным внешним видом, напоминающим гибрид скоростной моторной лодки и багги. Автором дизайна являлся легендарный Марчелло Гандини (Lancia Stratos, Lamborghini Countach) поэтому неудивительно, что Runabout получил характерный футуристичный, клиновидный дизайн.
Между тем в том же году Fiat завершил поглощение Autobianchi, и проект А112 закрыли, сочтя бесперспективным. Но в 1971 году прототип, который чудом к тому времени уцелел, увидел Джанни Аньелли. Автомобиль ему очень понравился, и он распорядился возобновить по нему работы.
Fiat X1/9

В компании Фиат проект был значительно переработан, а автомобиль получил собственное кодовое обозначение X1/9. Во многом художники итальянской фирмы сохранили дизайнерские решения, которые применил Гандини: длинный клиновидный капот, короткий задний свес с обратным наклоном и острую заднюю стойку.
Однако удивлял Fiat X1/9 не только внешним видом. В отличие от Runabout, он получил среднемоторную компоновку. До этого такую компоновку можно было встретить только на очень дорогих Lamborghini Miura или Ferrari Dino. Решение положительно повлияло на управляемость, но имелись и проблемы.

Разместить двигатель в Fiat X1/9 оказалось совсем не просто, учитывая его небольшие размеры. Как следствие, инженеры решили использовать компактный четырехцилиндровый двигатель Fiat 128. Он был разработан Аурелио Лампреди — выдающимся итальянским инженером, разработчиком авиационных и автомобильных двигателей. Несмотря на скромный объем в 1,3 л, мотор выдавал внушительные 75 л.с. При весе всего в 880 кг, это придавало Fiat X1/9 великолепную динамику.
Не подкачало и шасси. Независимые подвески Макферсон, дисковые тормоза всех колесах в сочетании с заднеприводной, среднемоторной компоновкой обеспечили Фиату великолепную управляемость. Учитывая очень низкую цену, эквивалентную 5 тыс. долларов (к примеру, Ferrari Dino стоила в 4 раза дороже), Fiat X1/9 был обречен на успех.
Долгая история

В общей сложности X1/9 производился 17 лет, с 1972 по 1989 год. Сначала под торговой маркой Fiat, а после 1982 года — Bertone. Очень долгий срок для спортивного автомобиля! Рецепт успеха довольно прост: низкая стоимость, хороший двигатель и великолепное шасси. Позднее им не преминули воспользоваться и японцы со своей Тойотой MR2. Всего было выпущено 140 500 автомобилей Fiat X1/9.
Технические характеристики Fiat X1/9
| Тип кузова | тарга |
|---|---|
| Годы выпуска | 1972-1989 |
| Тип двигателя | бензиновый, L4 |
| Объем двигателя, см3 | 1290 (1972-1978) 1498 (1978-1989) |
| Наименование двигателя (мощность л.с.) | Fiat 128 (1972-1978) Fiat 138 (1978-1989) |
| Привод | задний |
| Колесная база, мм | 2202 |
| Длина, мм | 3830-3969 |
| Ширина, мм | 1570 |
| Высота, мм | 1170-1180 |
| Снаряженная масса, кг | 880-920 |

