Fiat X1/9: уникальный среднемоторный спорткар из Италии

Fiat X1/9: уникальный среднемоторный спорткар из Италии

26 февраля 2020 Выкл. Автор autohs.ru

Итальянские спорткары известны на весь мир как роскошные, быстрые, но дорогие автомобили. И так бы все оставалось, если бы исполнительный директор Fiat, великий Джанни Аньелли, лично не дал ход амбициозному проекту по созданию доступного спорткара — Fiat X1/9.

Autobianchi Runabout A112

Autobianchi Runabout A112
Autobianchi Runabout A112

История X1/9 началась в далеком 1969 году, когда компания Autobianchi представила прототип Runabout A112. Он обладал очень необычным внешним видом, напоминающим гибрид скоростной моторной лодки и багги. Автором дизайна являлся легендарный Марчелло Гандини (Lancia Stratos, Lamborghini Countach) поэтому неудивительно, что Runabout получил характерный футуристичный, клиновидный дизайн.

Между тем в том же году Fiat завершил поглощение Autobianchi, и проект А112 закрыли, сочтя бесперспективным. Но в 1971 году прототип, который чудом к тому времени уцелел, увидел Джанни Аньелли. Автомобиль ему очень понравился, и он распорядился возобновить по нему работы.

Fiat X1/9

Bertone Fiat X1/9
Дизайн настолько опередил свое время, что и в середине 80-х Фиат смотрелся вполне уместно

В компании Фиат проект был значительно переработан, а автомобиль получил собственное кодовое обозначение X1/9. Во многом художники итальянской фирмы сохранили дизайнерские решения, которые применил Гандини: длинный клиновидный капот, короткий задний свес с обратным наклоном и острую заднюю стойку.

Однако удивлял Fiat X1/9 не только внешним видом. В отличие от Runabout, он получил среднемоторную компоновку. До этого такую компоновку можно было встретить только на очень дорогих Lamborghini Miura или Ferrari Dino. Решение положительно повлияло на управляемость, но имелись и проблемы.

Фиат х19
Крышу можно было снять и положить в передний багажник

Разместить двигатель в Fiat X1/9 оказалось совсем не просто, учитывая его небольшие размеры. Как следствие, инженеры решили использовать компактный четырехцилиндровый двигатель Fiat 128. Он был разработан Аурелио Лампреди — выдающимся итальянским инженером, разработчиком авиационных и автомобильных двигателей. Несмотря на скромный объем в 1,3 л, мотор выдавал внушительные 75 л.с. При весе всего в 880 кг, это придавало Fiat X1/9 великолепную динамику.

Не подкачало и шасси. Независимые подвески Макферсон, дисковые тормоза всех колесах в сочетании с заднеприводной, среднемоторной компоновкой обеспечили Фиату великолепную управляемость. Учитывая очень низкую цену, эквивалентную 5 тыс. долларов (к примеру, Ferrari Dino стоила в 4 раза дороже), Fiat X1/9 был обречен на успех.

Долгая история

Бертоне - Фиат х19
Вариация автомобиля на 1985 года

В общей сложности X1/9 производился 17 лет, с 1972 по 1989 год. Сначала под торговой маркой Fiat, а после 1982 года — Bertone. Очень долгий срок для спортивного автомобиля! Рецепт успеха довольно прост: низкая стоимость, хороший двигатель и великолепное шасси. Позднее им не преминули воспользоваться и японцы со своей Тойотой MR2. Всего было выпущено 140 500 автомобилей Fiat X1/9.

Технические характеристики Fiat X1/9

Тип кузоватарга
Годы выпуска1972-1989
Тип двигателябензиновый, L4
Объем двигателя, см31290 (1972-1978)
1498 (1978-1989)
Наименование двигателя (мощность л.с.)Fiat 128 (1972-1978)
Fiat 138 (1978-1989)
Приводзадний
Колесная база, мм2202
Длина, мм3830-3969
Ширина, мм1570
Высота, мм1170-1180
Снаряженная масса, кг880-920