
Lancia Stratos HF: королева ралли 1970-х
22 января 2020Lancia Stratos — самый успешный раллийный автомобиль 70-х. Он был создан выдающейся командой специалистов из Lancia, Bertone и Ferrari. Всем известны выдающиеся результаты, которые показала Lancia Stratos, но его разработка была сопряжена с такими трудностями, что само появление этого автомобиля на свет можно назвать чудом.
Lancia Stratos Zero — впечатляющий прототип
В конце 1960-х руководитель Gruppo Bertone Джузеппе Бертоне узнал, что Lancia готовит наследницу своей успешной, но уже устаревшей модели Lancia Fulvia. Бертоне поручил своему главному дизайнеру Марчелло Гандини, автору Lamborghini Miura, создать концепт нового революционного автомобиля. Причем ходовой макет предполагалось построить в натуральную величину на агрегатах Фульвии. Работа закипела, и в 1970 году прототип, получивший название Stratos Zero, был готов.
Сказать, что Бертоне удалось удивить босса Lancia Пьеро Гоббато, ничего не сказать. Он был шокирован! И его можно понять. Дело в том, что в то время Гандини работал над дизайном будущего Lamborghini Countach, и некоторые свои дизайнерские наработки он применил в Стратос, правда, в более гипертрофированном, футуристичном виде. Как бы то ни было, руководство Лянчи дало добро, и к проекту подключились заводские инженеры.
Lancia Stratos HF — трудности рождения
Полные энтузиазма создать идеальный раллийный автомобиль, Марчелло Гандини и группа инженеров спортивного подразделения Лянчи принялись за работу. С самого начала конструкторы начали строить спортивную, а точнее раллийную машину. Все технические решения так или иначе прорабатывались с точки зрения раллийных гонок. Так, в основу кузова положили центральный защищенный монокок, к которому на быстросъемных соединениях крепились пространственные подрамники. Модульная конструкция позволяла легко осуществить замену или ремонт поврежденного модуля, что было немаловажно для раллийного автомобиля. Сам кузов был выполнен в футуристичном и сильно измененном относительно прототипа дизайне. Кабинный модуль получил узкие стойки и широкое закругленное лобовое стекло, обеспечивающее максимальный обзор.
Под стеклопластиковой скорлупой кузова скрывалось оригинальное шасси на независимых подвесках. Передняя подвеска на двойных поперечных рычагах подвешивалась непосредственно к центральному монококу. Задняя типа МакФерсон крепилась к подрамнику. Помимо нее в подрамнике поперечно расположился 6-цилиндровый V-образный двигатель от Ferrari Dino. При рабочем объеме в 2,4 л он выдавал 190 л.с.
Между тем заполучить этот мотор для Пьера Гоббато вышло серьезной проблемой, поставившей под угрозу весь проект. Неуступчивый Энцо Феррари поставлять двигатели напрочь отказывался. Только после личного вмешательства руководителя головного концерна Фиат Умберто Аньелли в мае 1972 года ситуация разрешилась благополучно, и партия из 500 моторов Ferrari 236E (ровно столько автомобилей требовали правила омологации) отправилась на сборочный завод компании Lancia.
Королева ралли
Тем временем после решения всех проблем Lancia Stratos HF наконец-то вышла на раллийные допы. 8 апреля 1973 года Стратос одержала свою первую победу на Firestone Rally, 15 мая она финишировала второй на Targa Florio, а 23 сентября машина встала на пьедестал гонки Tour de France Auto (первая крупная победа). Та уверенность, с какой Lancia Stratos одерживала победы, дала понять, что итальянцы смогли построить выдающийся автомобиль. Всего Lancia Stratos HF выигрывала чемпионат по ралли три года подряд, с 1974-го по 1976 год.
Прежде всего, залогом успеха являлась изначальная концепция машины, согласно которой она строилась с упором на раллийные гонки. Руководство фирмы не побоялось рискнуть, ведь коммерческий успех омологированных автомобилей казался неочевиден. Но в итоге все сложилось удачно, Lancia Stratos стала легендой и успешно выступала в ралли вплоть до 1981 года(!).
Появление Стратос ознаменовало появление новой эпохи в ралли. Кроме того в не малой степени итальянская машина повлияла на будущие автомобили Группы Б.
Технические характеристики Lancia Stratos HF
Тип кузова | купе |
---|---|
Годы выпуска | 1973-1978 |
Тип двигателя | бензиновый, V6 |
Наименование двигателя (мощность л.с.) | Ferrari 236E (190) |
Привод | задний |
Колесная база, мм | 2180 |
Длина, мм | 3710 |
Ширина, мм | 1750 |
Высота, мм | 1110 |
Снаряженная масса, кг | 980 |