Объект 1200: первая колесная БМП СССР

Объект 1200: первая колесная БМП СССР

20 декабря 2022 0 Автор autohs.ru

В 1966 году Советский Союз первый в мире принял на вооружение и организовал производство гусеничной БМП-1 (боевая машина пехоты). Новая машина во многом оказалась прорывной, и серьезно изменила концепцию применения советских мотострелковых войск. Между тем БМП-1 создавалась в условиях жесточайшей конкуренции, и в ходе конструкторских работ строились самые разнообразные машины, порой на весьма экзотические. Одна из них под обозначением Объект 1200 — представляла собой первую колесную БМП СССР.

БМП Объект 1200

Первая советская колесная БМП
Объект 1200

Согласно техническому заданию перспективная БМП должна была иметь значительную огневую мощь, защиту от средств массового поражения, эффективно бороться с танками противника и преодолевать водные преграды. Конструкторы Брянского автозавода посчитали, что для выполнения этих требований оптимальным будет использование полноприводного колесного шасси. Разработка БМП под шифром Объект 1200 на БАЗе стартовала в начале 1964 года. Ведущим конструктором был назначен Рафаил Александрович Розов.

Первый опытный образец построили в конце 1964 года. Машина получила корпус сваренный из броневой стали высокой твердости, обеспечивающий противопульную и противоосколочную защиту. Ходовая часть была представлена четырьмя ведущими осями на пневматической подвеске с широкопрофильными односкатными шинами с системой подкачки. Колеса двух передних осей были управляемыми, а пневмоподвеска позволяла регулировать клиренс в диапазоне 410-550 мм.

Компоновка БМП была выполнена нетрадиционным образом: механик-водитель и командир располагались в носовой части корпуса, наводчик-оператор в башне, а десант в средней части машины. Силовой агрегат устанавливался сзади и слева по ходу движения. Для посадки-высадки десанта имелись два люка в средней части машины и единственная кормовая дверь. Из-за габаритного МТО, проход в десантный отсек осуществлялся через узкий коридор, не слишком удобный для экипированных бойцов.

Объект 1200 БМП
Объект 1200 имел стандартизированное с другими опытными БМП вооружение — 73-мм гладкоствольную пушку, пулемет калибра 7,62 мм и ПТУР калибра 125 мм

Вооружение и двигатель были полностью аналогичны гусеничному Объекту 765 (БМП-1). На машине устанавливался дизельный атмосферный мотор УТД-20 мощностью 300 л.с. Работал он в паре с синхронизированной 5-ступенчатой механической КП и двухступенчатой «раздаткой». Плавучесть колесной БМП обеспечивал герметичный водоизмещающий корпус, водоходность — два водомета с приводом от центрального редуктора.

Достоинства и недостатки колесной БМП

Объект 1200
Решетки радиаторов и выхлоп на задней стенке корпуса, наглядно показывают расположение моторного отсека

Колесный движитель давал несколько существенных преимуществ. Прежде всего он обеспечивал быстроходность и большой запас хода. Так при общей боевой массе в 14 т, по шоссе Объект 1200 развивал 100 км/ч, запас хода при этом составлял 500 км. Кроме того колесное шасси было дешевле и проще в производстве, а срок его службы, как минимум, вдвое превышал гусеничное. На этом плюсы заканчивались.

На бездорожье колесная БМП показала низкую проходимостью, особенно на влажных грунтах. Вдобавок колеса были намного уязвимее к поражению пулями, осколками и другими средствами поражения. Гусеничная БМП имела лучшую маневренность и подвижность в воде, а также высокие тягово-сцепные свойства на сложных рельефах.

В 1965 году Объект 1200 прошел сравнительные испытания с другими опытными БМП. По их результатам основной заказчик отдал предпочтение гусеничному Объекту 765, который в серийном воплощении получил обозначение БМП-1. Работы по Объекту 1200 были прекращены. Сегодня первая советская колесная БМП хранится в музее в Кубинке.