Ikarus-Zemun: история еще одного «Икаруса»
29 сентября 2025Венгерская марка Икарус хорошо известна в нашей стране. Ее автобусы работали в нашей стране начиная с конца 1950-х и зарекомендовали себя как надежные и весьма комфортабельные машины. Однако в социалистическом блоке существовала еще одна автобусная марка с точно таким же названием. Происходила она из городка Земун, что в пригороде Белграда. Чтобы избежать путаницы, югославский завод часто называли Ikarus-Zemun, а его продукция, хотя и не получила широкого распространения в СССР, в нашу страну все же попала.
Ikarus-Zemun

Как и венгерский автобусный завод, югославская автобусная фабрика начала свою деятельность с производства авиационной техники. В 1924 году она изготовила свой первый биплан, который получил название в честь мифического Икара. В 1931 году фирма Икарус изготовила свой первый летный прототип истребителя IK-1, а в 1939 году его серийный вариант IK-2 поступил на вооружение в ВВС Югославии. В годы войны предприятие, находящееся под немецкой оккупацией, работало по своему профилю, однако в 1944 году завод подвергся бомбардировке и был частично разрушен.
В 1946 году фабрика Ikarus была национализирована и восстановила производство самолетов. Впрочем, уже в 1954 году, после создания национального авиастроительного концерна Soko, она переориентировалась на изготовление автобусной техники. Первым серийным автобусом Ikarus-Zemun стала модель 5 GVF-U (8 л, 130 л.с.), созданная на основе шасси югославского завода FAP (Fabrika automobila Priboj). Последний выпускал грузовые автомобили, созданные по лицензии швейцарской компании Saurer. Фактически на заводе в Земуне осуществлялась лишь сборка и изготовление кузова, а шасси поставлялись с других предприятий.

Вообще в то время социалистическая Югославия (СФРЮ) представляла собой весьма странное политическое образование. Формально социалистическая, эта страна весьма тесно сотрудничала с капиталистами — получала военную и экономическую помощь от США и одновременно сотрудничала с СССР. Такая свобода позволяла комбинировать собственное производство с лицензиями Fiat, Renault, Opel и др. Поэтому неудивительно, что следующая знаковая модель Ikarus-Zemun, появившаяся в 1968 году, была основана на лицензионных агрегатах MAN. Поставлялись они все также с завода FAP, однако в отличие от предыдущих машин новый Ikarus G-100 получил современный несущий кузов, автоматические створчатые двери и установленный в пределах базы дизельный двигатель MAN D2156 (10,3 л, 192 л.с.). Этот же мотор применялся в венгерских Икарусах, поэтому довольно скоро югославы перешли на компоненты Raba из соседней социалистической страны.

Среднемоторная компоновка модели G-100 позволила создать на ее основе новый сочлененный автобус G-160 общей вместимостью 160 человек. В своей основе он имел прочную двухсекционную несущую раму с центральным шарниром, которая обеспечивала ход прицепа как в горизонтальном, так и в вертикальном направлениях. Впрочем, в отличие от венгерского конкурента, «гнавшего» в СССР сочлененные Икарусы тысячами штук, югославские «гармошки» за пределами Балкан были практически неизвестны. Как следствие, их производственный тираж вышел весьма ограниченным и не превысил двух десятков экземпляров.
В 1969 году автобусный завод в Земуне подвергся модернизации, после чего он смог приступить к производству новых автобусов IK-4 и IK-5. Последний был основан на лицензионном шасси MAN Metrobus. Кроме оригинальных немецких дизелей, эти машины могли оборудоваться югославскими двигателями и механическими коробками передач Famos, а также импортной автоматической трансмиссией Allison. В целом по номенклатуре доступного оборудования автобусы из Югославии превосходили все социалистические и даже некоторые западные автобусные фирмы.

В середине 1970-х марка Ikarus-Zemun находилась в наилучшей своей форме и выпускала около 500-600 автобусов в год. В 1980 году она приступила к производству новой городской серии IK-110/160. Она получила современный угловатый дизайн, просторный салон с большой площадью остекления, улучшенный и более надежный ведущий мост Raba 831, новую рессорную подвеску с пневмобаллонами и модернизированный дизель Raba-MAN D2356 мощностью 220 л.с. Новые автобусы получились весьма привлекательными и нашли своих покупателей, в том числе и за рубежом: так, Польша на рубеже 1980-1990-х закупила 1200 машин, а Куба — 537.
Ikarus-Zemun в СССР

Официальных поставок Ikarus-Zemun в СССР не осуществлялось, однако известно как минимум о двух сочлененных автобусах IK-180, проходивших испытания в Ленинграде с января по август 1987 года. Эти машины имели улучшенные уплотнители дверей и дополнительную коррозионную обработку кузова. Годом позднее в Москве эксплуатацию проходил прототип IK-160 с изолированной кабиной водителя и автономной системой отопления Webasto. Кроме того, еще несколько автобусов IK-111 в конце 1989-го работали в Киеве и Омске, но дальнейшая судьба этих машин неизвестна.
С развалом социалистического блока и крушением всей югославской государственности марка Ikarus-Zemun была приватизирована и в 1992 году превратилась в Ikarbus. Все 1990-е годы она находилась в глубоком кризисе, а ее ежегодный производственный тираж не превышал и 60 экземпляров. Тем не менее, фирма удержалась на плаву и даже смогла выпустить ряд современных, в том числе низкопольных моделей. Текущее состояние компании близко к краху: если в 2018 году она насчитывала 359 сотрудников, то в 2022-м штат сократился до 20 человек. Фактически Ikarbus больше не производит автобусы, а живет лишь за счет ремонта старых машин и сдачи собственных площадей в аренду.

