
Капотный ГАЗ-66: на пути к «Шишиге»
24 февраля 2025Все мы знаем ГАЗ-66 как грузовик бескапотной компоновки. В таком виде автомобиль разошелся миллионным тиражом, в таком виде он получил мировую известность. Однако в первоначальном варианте ГАЗ-66 получил совсем иную, капотную компоновку и более традиционную конструкцию, сходную с предшественником ГАЗ-63.
Капотный ГАЗ-66
Работы над грузовиками третьего, послевоенного поколения на Горьковском автозаводе стартовали в середине 1950-х. Они предполагали создание целого семейства унифицированных среднетоннажных автомобилей. Версиям с колесной формулой 4х2 присвоили обозначение 52, а грузовикам 4х4 — индекс 66. Первые опытные машины новой серии появились на свет в конце 1956 года. Ими стали базовая бортовая модель ГАЗ-52 и полноприводный вариант с бортовой платформой и лебедкой ГАЗ-66А.
Последний имел сходную с текущим ГАЗ-63 конструкцию. В его основании поместили лонжеронную раму с рессорными подвесками и телескопическими амортизаторами. Сами мосты с кулачковыми дифференциалами повышенного трения позаимствовали у БРДМ. От нее же взяли герметичные барабанные тормоза и массивные колеса с шинами размерностью 12,00-18. В передней части рамы смонтировали совершенно новый 6-цилиндровый двигатель мощностью 80 л.с. Он имел блок от мотора ГАЗ-51, верхнее расположение клапанов (по три на каждый цилиндр) и форкамерно-факельное зажигание. К мотору приспособили новую частично синхронизированную 5-ступенчатую коробку передач и 2-ступенчатую «раздатку» от ГАЗ-63.
Кабину взяли от ГАЗ-51, но при этом полностью перекроили ее внешний вид. Согласно современным тенденциям, она получила новое оперение с единой облицовкой и капотом алигаторного типа. Спереди смонтировали лебедку от ГАЗ-63А, от него же позаимствовали бортовую платформу.
В 1957 году был построен опытный ГАЗ-66 второй серии, который получил совершенно новую, более просторную и удобную кабину. Она имела объемные крылья, выполненные в едином блоке с передней панелью, панорамное ветровое стекло и широкий капот с подпружиненными петлями, облегчающий доступ к силовому агрегату. Внутри комфорт придавали электрические стеклоочистители, новая передняя панель и широкий диван с мягкой набивкой. В техническом отношении автомобиль практически не изменился — разве что коробка вновь стала 4-ступенчатой, как и на ГАЗ-63, а взамен сложных и дорогих герметичных тормозов применили стандартные барабанные механизмы от ГАЗ-52.
В серию не пошел
Результаты испытаний капотного ГАЗ-66 оказались неоднозначными. С одной стороны, новый грузовик был значительно экономичнее 63-й модели (удельный расход 210 г/л.с.), при этом демонстрировал великолепные динамические качества. Кроме того, за счет применения новых амортизаторов и удлиненных рессор, автомобиль получился значительно комфортабельнее предшественника. Главной проблемой «капотника» стала низкая надежность предкамерного двигателя. ГАЗ-51Ф отличался нестабильной работой, затрудненным пуском и увеличенным расходом при неправильной настройке карбюратора, а его наработка на отказ порой не превышала 20 тыс. км.
В общем, к началу 1960-х стало очевидно, что капотный ГАЗ-66 по своим параметрам практически не превосходит текущий ГАЗ-63. В итоге было принято решение разработку этого варианта прекратить, а его индекс передать совершенно новому автомобилю с кабиной над двигателем. Впрочем, об этом мы уже рассказывали.