Renault Voiturette: первый автомобиль Рено

Renault Voiturette: первый автомобиль Рено

28 февраля 2025 Выкл. Автор autohs.ru

Вряд ли основатель марки Renault — Луи Рено — предполагал, что из его небольшой мастерской вырастет крупнейший, всемирно известный автомобильный концерн. Свою конструкторскую деятельность он начал с постройки простой, компактной 1-цилиндровой вуатюретки. Первый автомобиль Рено обладал нескладной внешностью и маломощным мотором на 0,75 л.с., тем не менее успешно проявил себя в автогонках и прославил доселе никому не известную фирму…

Первый автомобиль Рено

Первый автомобиль Рено, 1898
Луи Рено и его первый автомобиль, 1898 год

Автомобильное дело в конце позапрошлого века было уделом самых талантливых и пробивных молодых людей. Зачастую они не имели какого-либо профильного образования и действовали по наитию, опираясь лишь на свой практический опыт. Именно таким был Луи Рено (1877–1944). Он родился в семье успешного парижского коммерсанта и с ранних лет проявлял интерес к технике. В своей небольшой мастерской у родительского дома в местечке Бийанкур, что в пригороде Парижа, он совместно со своими братьями Марселем и Фернаном конструировал различные технические устройства. Забавно, но Луи Рено не имел никакого технического образования, а к рисованию и черчению он так и вовсе испытывал стойкую неприязнь. Тем не менее, действуя интуитивно и постоянно экспериментируя, конструктор-самоучка раз за разом находил наиболее удачные технические решения.

Шасси Renault Voiturette
Шасси Renault Voiturette было весьма прогрессивным автомобилем с переднемоторной компоновкой, карданной передачей и дифференциалом

В 1898 году, когда Рено исполнилось 21 год, он построил свой первый легковой автомобиль. Вопреки всему, он вышел очень удачным. В движение Renault Voiturette A приводил простенький одноцилиндровый моторчик Де Дион-Бутон с электрическим зажиганием, объемом 273 см3 и мощностью всего 1,75 л.с. Двигатель был смонтирован на легкое шасси с рессорными подвесками и четырьмя оспицованными колесами на узеньких пневматических шинах. В основании машины находилась трубчатая алюминиевая рама, на которую был смонтирован открытый 2-местный кузов с полукруглым капотом. Особой гордостью Рено стала трансмиссия. В отличие от большинства автомобилей того времени, Renault Voiturette получил 3-ступенчатую шестеренчатую коробку передач с задним ходом, карданный привод задних колес и главную передачу с дифференциалом. Иными словами, по части трансмиссии первый автомобиль Рено исповедовал те же принципы, что и большинство машин ХХ века! Кроме того, Voiturette Type A одним из первых в мире получил прогрессивные шариковые подшипники, а не традиционные подшипники скольжения с латунными вкладышами.

Renault Voiturette Type A
Первый Renault активно участвовал в автогонках. В 1899 году братья Рено заняли первое и второе места в гонке Париж-Трувиль

Изначально Луи Рено не планировал организовывать серийное производство своей вуатюретки. Однако небольшой легкий автомобильчик быстро примелькался на улицах Парижа, и к концу 1898 года, по заказу многочисленных друзей и знакомых, Рено пришлось изготовить 15 машин типа А. Осознав, что любимое увлечение может превратиться в прибыльный бизнес, в феврале 1899 года Луи вместе с братьями основал компанию Societe Renault Freres («Братья Рено»).

Дело завертелось с бешеной скоростью. Уже в первые полгода молодая фирма произвела 60 машин. В то же время в производственной программе появилась модель Renault Voiturette типа B с высоким закрытым кузовом купе. В 1901 году компания Renault перешла на производство более крупных 4-местных машин Type C и D. Их производственный тираж составил уже 290 экземпляров, а семь лет спустя Рено стала крупнейшим во Франции автопроизводителем, выпустив 3750 машин. Вскоре братья Рено приступили к строительству огромного автомобильного завода, который вывел компанию Renault в лидеры мирового автопрома! Впрочем, это уже совсем другая история.