
Multicar 25: легендарный грузовичок ГДР
23 мая 2025Несмотря на развитую автомобильную промышленность, Советский Союз закупал автомобили и за рубежом. Зачастую это были грузовые машины из дружественных социалистических стран. В частности, из Германской Демократической Республики в нашу страну импортировались пятитонные грузовики ИФА, трехтонные Робуры, легкие однотонные Баркасы и совсем небольшие специализированные грузовички Мультикар. Самым распространенным из них стал Multicar 25 — универсальный малогабаритный автокар, идеально приспособленный для работы в коммунальном хозяйстве.
История Multicar
Прародителем компании Мультикар из города Вальтерсхаузен (Тюрингия), стала небольшая мастерская инженера Артура Адэ, где с 1920 года выпускали сельскохозяйственные машины, прицепы к ним и легкие, трехколесные грузовички. После завершения войны фирма, оказавшаяся в советской зоне влияния, была национализирована и включена в состав IFA — Индустриального объединения автомобилестроителей (Industrieverband Fahrzeugbau).
В 1956 году новое народное предприятие приступило к производству простейших грузовых тележек-автокаров, оборудованных 1-цилиндровым дизельным двигателем мощностью 6 л.с. В народе эта машина получила название Dieselameise («Дизельный муравей») и, несмотря на свою примитивную конструкцию и стоячее рабочее место водителя, могла перевозить 1870 кг груза с максимальной скоростью 15 км/ч. Небольшие и недорогие транспортные тележки оказались востребованы, и в 1958 году завод выпустил модернизированный вариант «муравья» под названием Мультикар. Новый Multicar D получил округлую «полукабину» и форсированный 6,5-сильный дизель с водяным охлаждением. Следующий Multicar 21 впервые получил многофункциональность — он не только перевозил 2 т груза, но и работал с пятью вариантами сменного оборудования, включая пескоразбрасыватель и снеговой отвал.
Новый Multicar 22, поступивший в серию в 1964 году, уже стал полноценным грузовиком. Он имел «нормальную» одноместную кабину закрытого типа с сиденьем и рулевым колесом, новый 2-цилиндровый V-образный(!) вихрекамерный дизельный мотор мощностью 13 л.с. и 3-ступенчатую синхронизированную коробку передач. Грузоподъемность машины осталась прежней, а вот максимальная скорость возросла до 23 км/ч. Кроме того, до десяти выросло количество вариантов навесного оборудования. В таком виде Мультикар-22 выпускался 10 лет, всего за это время было построено 42 500 машин.
Multicar 25
В 1974 году на производство поступил Multicar 24. Он оборудовался новым шасси с двухскатной ошиновкой ведущих колес, мощным 4-цилиндровым 45-сильным мотором, синхронизированной 4-ступенчатой коробкой передач и развивал вполне внушительные 50 км/ч. Более того, теперь на коммунальный грузовичок из ГДР можно было установить 14 видов оборудования, в том числе поливомоечные системы высокого давления и вакуумно-подметальные установки с бункером объемом 1,6 м3. Однако многофункциональный, но одноместный автомобиль уже мало устраивал потребителей, и уже в 1978 году в серию поступил Multicar 25, оборудованный более просторной цельнометаллической 2-местной кабиной.
Помимо новой кабины, автомобиль получил более совершенную 2-контурную тормозную систему, усиленное шасси грузоподъемностью 2,3 т и мощную гидросистему для привода вспомогательных агрегатов. Теперь список оборудования включал 17 базовых вариантов и 22 дополнительные модификации. Многие из них — универсальные самосвалы с трехсторонней разгрузкой, бортовые грузовики с гидробортом, подметальные и поливальные установки — широко применялись не только в ГДР, но и по всему социалистическому блоку. Только Советский Союз с 1980-го по 1992 год закупил около 20 тысяч Мультикаров 25-й серии.
Уникальность марки Multicar еще и в том, что она единственная из гэдээровских предприятий пережила объединение ФРГ и ГДР. Универсальность и качество машин было настолько высоко, что они без проблем нашли себе покупателей на весьма требовательном и конкурентном западноевропейском рынке. Даже Мерседес со своей моделью Unimog UX100 не смог выдержать конкуренцию с Мультикарами и вскоре покинул этот рынок.
Сегодня фирма Multicar Spezialfahrzeuge GmbH продолжает изготавливать автокары. Правда, выпускаются они исключительно на заказ, а ежегодный производственный тираж не превышает 2 тыс. экземпляров.