ЗИЛ-165: неудачный проект модернизации ЗИЛ-157

ЗИЛ-165: неудачный проект модернизации ЗИЛ-157

20 мая 2025 Выкл. Автор autohs.ru

Не успел ЗИЛ-157 поступить на производство, как специалисты Московского автозавода приступили к его модернизации. Дальнейшим развитием этого полноприводного грузовика должен был стать новый автомобиль ЗИЛ-165, частично унифицированный с гражданским семейством ЗИЛ-130Л, под капотом которого находился верхнеклапанный 6-цилиндровый мотор рядного типа. Впрочем, со временем стало очевидно, что новый силовой агрегат не соответствует требованиям современного автомобиля как по мощности, так и по топливной экономичности. В итоге все работы по линейному двигателю, а также автомобилям 130Л и 165 были признаны бесперспективными и дальнейшего продолжения не получили.

ЗИЛ-165

Полноприводный опытный грузовик ЗИЛ-165
ЗИЛ-165

Первый опытный образец ЗИЛ-165 построили в ноябре 1957 года. От ЗИЛ-130Л он получил карбюраторный двигатель (5,5 л, 120 л.с.), синхронизированную 5-ступенчатую коробку передач, рулевой механизм с гидравлическим усилителем и современную 3-местную кабину. Последняя имела привлекательные округлые формы, панорамное ветровое стекло, командирский люк в крыше, новую переднюю облицовку с широкими П-образными прорезями и штатный отопитель.

Всё это смонтировали на оригинальную раму, собранную из деталей рам ЗИЛ-130Л и ЗИЛ-157. Рессорные подвески, мосты с индивидуальными приводами, топливные баки и бортовую платформу также позаимствовали у 157-го. Кроме того, применили оригинальную двухступенчатую раздаточную коробку с измененными передаточными числами и новым механизмом переключения передач.

ЗИЛ-165
Было построено как минимум два опытных образца ЗИЛ-165 с лебедкой и без

В таком виде ЗИЛ-165 передали основному заказчику на испытания. По их окончанию был сделан вывод, что в таком виде автомобиль военным не подходит. Новая привлекательная кабина оказалась слишком тесной и неудобной (особенно для солдат в зимнем обмундировании). Кроме того, новые крупноразмерные крылья осложняли доступ к моторному отделению и ухудшали боковой обзор. В эксплуатационном плане новый грузовик, напротив, показал себя с наилучшей стороны. ЗИЛ-165 имел аналогичную ЗИЛ-157 грузоподъемность (4,5 т), при этом развивал большую на 10 км/ч максимальную скорость и оказался на 20% экономичнее.

В общем, установку 130-й кабины на шасси ЗИЛ-157 признали нецелесообразной, и в 1958 году работы в этом направлении свернули. Тем более, что к тому времени Совмин СССР принял новую стратегию развития Московского автозавода, согласно которой ЗИЛ должен был освоить производство автомобилей серии ЗИЛ-131 с совершенно новым 8-цилиндровым V-образным мотором.