
Cadillac – Standard of the world: что скрывается за этим слоганом
15 мая 2025Американская марка Cadillac была основана в 1902 году, а уже шесть лет спустя на ее гербе появился оригинальный и весьма громкий слоган Standard of the world («Мировой эталон»). Это амбициозное заявление возникло не на пустом месте, а стало прямым отражением технологического триумфа компании, ведь впервые в мировой истории ее автомобиль получил стандартизированные, полностью взаимозаменяемые детали!
Leland & Faulconer
Фирма Cadillac была основана талантливым инженером и предпринимателем Генри Мартином Лиландом. Свою трудовую карьеру он начал в оружейной компании Сэмюэла Кольта, где приобрел навыки точной механики и стал законченным апологетом стандартизации и высокого качества обработки деталей. Покинув фирму Colt, Лиланд основал собственную компанию Leland & Faulconer (L&F). На своей фабрике он производил самые разнообразные изделия: от микрометров до зуборезных станков и паровых двигателей, при этом вся его продукция славилась высочайшим качеством и была известна далеко за пределами Детройта. Помимо всего прочего, Лиланд оказывал платные консультации или, как сейчас бы сказали, инжиниринговые услуги, в том числе и автопроизводителям.
Так, в 1902 году за экспертизой к Лиланду обратились представители молодой и не слишком успешной компании Detroit Automobile Company (DAC). Они лишились своего главного инженера, после чего решили выйти из бизнеса и распродать все свое имущество, в том числе шасси перспективного легкового автомобиля. Генри Лиланд оценил DAC по достоинству и предложил совместными усилиями реорганизовать предприятие и наладить на нем изготовление простых одноцилиндровых машин. Так в августе 1902 года на американском автомобильном небосклоне появилась новая звезда под названием Cadillac.
Cadillac — Standard of the world
К моменту появления Cadillac Model A, сборка автомобилей, даже в условиях завода-изготовителя, была делом крайне долгим и муторным. Точность изготовления деталей была весьма посредственной, и их приходилось подгонять индивидуально по месту. В результате компоненты с одной машины невозможно было переставить на другую, точно такую же машину. Все это значительно увеличивало трудоемкость производства и, в конечном итоге, отпускную цену автомобиля.
Лиланд с самого начала не стал мириться с этой устоявшейся практикой и привнес в автомобилестроение хорошо знакомые ему принципы точной механики. В результате любая деталь с каждой выпущенной машины Кадиллак идеально подходила к любой другой аналогичной модели. Этот принцип был с блеском продемонстрирован в 1908 году, когда три автомобиля под присмотром специальной комиссии сначала разобрали, их детали перемешали, а затем собрали обратно, после чего машины с успехом и без единой поломки преодолели 500-мильный автопробег!
Что характерно, происходило это мероприятие не в США, а Великобритании. Там в начале XX века технические товары из бывшей колонии не жаловали: считали их отсталыми и некачественными. Такое отношение серьезно ограничивало импорт американских автомобилей, поэтому один из импортеров Cadillac — Фред Беннетт — и предложил Британскому королевскому автоклубу (RAC) провести вышеописанный эксперимент. По итогу марке Cadillac за «Выдающиеся достижения в развитии автомобильной промышленности» была присуждена престижная премия Dewar Trophy, а на ее эмблеме впервые появилась гордая надпись Standard of the world.
Все эти события стали лишь предтечей к возвышению Cadillac, и вскоре фирма отметилась рядом существенных инноваций: в 1910 году она первая в мире наладила выпуск автомобилей с допуском деталей в 0,02 мм, в 1912-м внедрила электрический стартер и освещение, а три года спустя выпустила первый в США автомобиль с двигателем V8. Вскоре Кадиллак вышла в лидеры представительского сегмента, где доминировала вплоть до начала 1970-х годов. Впрочем, это уже совсем другая история.