НАМИ-072: сверхпроходимый грузовик для села

НАМИ-072: сверхпроходимый грузовик для села

24 марта 2024 0 Автор autohs.ru

В начале 1960-х советская автомобильная промышленность выпускала достаточно широкую номенклатуру грузовиков повышенной проходимости. Все они имели военное назначение и в народном хозяйстве практически не использовались. Однако в то время развитие сельскохозяйственного комплекса, опережало развитие дорожной инфраструктуры, и стране требовался надежный и недорогой грузовик, способный работать в условиях бездорожья. Таким мог стать опытный НАМИ-072 созданный в недрах Автомоторного института, но к сожалению не стал…

НАМИ-072

Опытный советский грузовик для сельского хозяйства
НАМИ-072

Первый опытный прототип НАМИ-072 был создан в 1964 году. Это был двухосный полноприводный грузовик (4х4) в конструкции которого использовалось максимально возможное количество уже освоенных промышленностью узлов и агрегатов. Так раму создали на основе укороченных лонжеронов рамы грузовика ЗИЛ-130, от него же использовали рулевой механизм, мосты и рессорные подвески позаимствовали у Урал-375, телескопические амортизаторы у МАЗ-500, а рулевой механизм, тормозную систему и кабину взяли от ГАЗ-66.

В передней части рамы располагался V-образный 8-цилиндровый карбюраторный двигатель от БРДМ-2. При рабочем объеме 5,53 л он развивал 140 л.с. и потреблял низкосортный бензин А-76. Мотор был состыкован с оригинальным двухдисковым сцеплением и модернизированной 5-ступенчатой коробкой передач от ЗИЛ-130. Помимо сцепления специально для НАМИ-072 спроектировали новую 2-ступенчатую раздаточную коробку с симметричным блокируемым дифференциалом. Центральной особенностью автомобиля стали широкопрофильные бескамерные шины ОИ-П46 от автомобиля Урал-377М. Они оборудовались системой подкачки и отличались довольно высокой рабочей скоростью.

НАМИ-072С
В 1966 году был создан самосвал НАМИ-072С с трехсторонней разгрузкой

Пожалуй единственным спорным моментом в НАМИ-072 стала не слишком комфортабельная кабина. Она сохранила интерьер и органы управления ГАЗ-66 и за счет своего высокого расположения не отличалась удобством посадки. Сразу за кабиной находилась деревянная платформа от ЗИЛ-130. В варианте с запасным колесом грузоподъемность НАМИ-072 составляла 4 т, без него на 4,5 т.

Грузовик для сложных условий

НАМИ-072 1966

В 1966 году автомобиль прошел весь необходимый комплекс дорожных испытаний, которые показали, что НАМИ-072 обладал довольно высоким и даже избыточным, для народнохозяйственного грузовика, уровнем проходимости. Он уверенно преодолевал подъем крутизной до 30°, канаву шириной 0,8 м и снежную целину с толщиной покрова 0,45-0,7 м. При этом автомобиль оказался довольно экономичен: на шоссе с полной нагрузкой расход не превышал 35 л на 100 км, на местности — 85 л/100 км. Максимальная скорость составляла 87 км/ч.

В целом у специалистов НАМИ получился довольно сбалансированный и вполне востребованный в народном хозяйстве автомобиль. Он прошел все необходимые испытания, однако в производство так и не пошел.