Малоизвестные полноприводные Лады

Малоизвестные полноприводные Лады

22 марта 2024 Выкл. Автор autohs.ru

В нашей стране самым известным и популярным легковым полноприводным автомобилем является Нива. Однако это не единственная машина марки Лада со всеми ведущими колесами…

Lada Victory 4х4

Lada Victory 4х4
Lada Victory 4х4

Первые мало-мальски распространенные полноприводные автомобили на базе Самары появились в 1996 году. Их изготовлением занималась тольяттинская фирма «Металлик-Квадро». Внешне почти неотличимые от стандартных ВАЗ-2109 и ВАЗ-21099 автомобили оснащались трансмиссией, собранной на основе компонентов немецкого Volkswagen Golf Syncro. В частности, от немца позаимствовали редуктор отбора мощности, вязкостную муфту, редуктор заднего моста и независимую заднюю подвеску. Кроме того, установили усиленное сцепление и перенесли топливный бак в нишу запасного колеса.

В целом автомобиль, получивший собственное название Lada Victory 4х4, получился вполне жизнеспособным, но очень уж дорогим. За превращение стандартного ВАЗ-21099 в полноприводный просили около 6,5 тыс. долларов, и это при том, что непосредственно сама «девяностодевятая» в то время стоила 9300$.

ВАЗ-21113-04

lada 4wd
Внешне ВАЗ-21113-04 себя никак не проявлял

Полноприводные эксперименты местных тюнинговых ателье не прошли в стороне от специалистов АвтоВАЗа, и в 1999 году они представили собственный вариант полноприводной Лады, созданной на основе универсала ВАЗ-2111. Рецепт создания этой машины практически не изменился, и донором вновь послужил немецкий Гольф. Однако в трансмиссии были использованы и оригинальные компоненты — специально для ВАЗ-21113-04 тольяттинцы спроектировали механизм отбора мощности, а карданный вал собрали из стандартных полуосей Нивы ВАЗ-2121. Внешне полноприводная «одиннадцатая» никак не выделялась и имела стандартный дорожный просвет.

ВАЗ-21113-04 послужил своеобразным испытательным стендом, благодаря которому вазовцы поняли, каким набором характеристик и потребительских свойств должен обладать легковой полноприводник.

ВАЗ-21116-04

lada 4wd
Полноприводный универсал успешно прошел эксплуатационные испытания пробегом более 100 тыс. км, причем без единой поломки

В 2000 году АвтоВАЗ изготовил следующий вариант Лады 111 4WD. На этот раз автомобиль получил весьма запоминающийся дизайн с развитым «внедорожным» обвесом, большими 15-дюймовыми колесами и высоким дорожным просветом в 180 мм. Немало изменений было и в технической части — машину оборудовали 2-литровым 150-сильным двигателем Опель и модифицированной трансмиссией, собранной на основе переднего редуктора Нивы и оригинального алюминиевого карданного вала. Кроме того специалисты изменили характеристики вискомуфты, и теперь передаваемый на задние колеса крутящий момент, в зависимости от дорожной обстановки, мог варьироваться в пределах от 30 до 50 процентов.

В целом ВАЗ-21116-04 выглядел намного лучше машины первого поколения и имел все шансы на серийное производство. Более того, АвтоВАЗ озвучивал планы по локализации производства вискомуфт, а «компанию» дорогому опелевскому мотору должен был составить отечественный 16-клапанник. Тем не менее из-за недостатка финансирования полноприводные Лады на производство так и не поступили.

Lada Kalina 4WD

Полноприводные Лады - Lada Kalina 4WD
Lada Kalina 4WD в естественной среде

Третью попытку создать полноприводный универсал АвтоВАЗ предпринял в 2006 году. На этот раз автомобиль был создан на основе Калины ВАЗ-1117. В целом машину создавали по тем же лекалам, что и полноприводные «десятки»: с использованием импортной вискомуфты GKN. Из заднего подрамника ее перенесли в среднюю часть кузова, а взамен сложной и дорогой двухрычажной подвески установили более дешевую, но все еще независимую подвеску МакФерсон. Двигатель сразу применили отечественный ВАЗ-21128 объемом 1,8 л мощностью 105 л.с. и 165 Нм крутящего момента. К нему пристыковали модифицированную коробку от ВАЗ-2112. Распознать полноприводную Ладу Калину можно было по оригинальным бамперам с металлическими вставками и пластиковым расширителям по типу современных моделей Cross.

Подвеска Lada Kalina 4WD
Задняя подвеска Lada Kalina 4WD

Машина получилась на редкость сбалансированной, доведенной до приемлемого уровня как по ездовым характеристикам, так и по показателям надежности. В том же 2006 году озвучивались планы по ежегодному производству 20 тыс. машин по цене в 350-400 тыс. рублей. Кроме того, полный привод должны были примерить Lada Priora и будущий проект Lada C. К сожалению, этим планам не суждено было осуществиться. В то время на завод уже заходили французы, а им конкурентоспособные полноприводные автомобили оказались ни к чему.