Mack M123: тяжелый американский тягач холодной войны

Mack M123: тяжелый американский тягач холодной войны

18 марта 2024 Выкл. Автор autohs.ru

Не успели отгреметь залпы Второй мировой, а Запад уже начал подготовку к еще более интенсивному и непримиримому противостоянию. Новая гонка вооружений привела к появлению наиболее совершенных военных грузовых автомобилей, приспособленных не только к перевозке грузов, но и к несению специализированных надстроек и транспортировке тяжелых артиллерийских систем и бронемашин. Среди всего этого многообразия выделялись достаточно простые, но крайне выносливые тяжелые тягачи Mack M123. Они участвовали во всех крупных конфликтах послевоенного времени и состояли на вооружении американской армии вплоть до начала 1990-х.

Mack M123

Американский грузовик Мак
Тяжелый седельный тягач Mack M123

Фирма Mack является наиболее авторитетным американским производителем тяжелых грузовиков и за всю свою более чем вековую историю спроектировала и выпустила сотни армейских машин, оборудованных, в большинстве своем, узлами и агрегатами собственного изготовления. Первая послевоенная серия M123, выпущенная в 1955 году не стала исключением. Она являлась естественным развитием трехосного тяжелого семейства NR, выпускавшегося в годы войны.

Базовый Mack M123 представлял собой короткобазный трехосный седельный тягач со всеми ведущими колесами (6х6), двумя 20-тонными лебедками и упрощенной трехместной кабиной, позаимствованной у REO M35. В основании машины находилась мощная лонжеронная рама, к которой на продольных полуэллиптических рессорах были подвешены передний мост и задняя балансирная тележка с огромными двускатными колесами размерностью 14,00-24. Изначально Mack M123 оборудовался достаточно совершенным верхнеклапанным 8-цилиндровым V-образным бензиновым мотором фирмы Le Roi, который при рабочем объеме 13,8 л выдавал 286 л.с. Однако в 1965 году с появлением модернизированного варианта M123A1 прожорливый карбюраторный мотор уступил место 300-сильному дизелю Cummins V8. Независимо от типа двигателя грузовик оснащался 5-ступенчатой коробкой передач и 2-ступенчатой «раздаткой» собственного производства Mack.

Mack M123 1955
Все грузовики М123 оборудовались двумя барабанными лебедками с тяговым усилием 20,5 т

В связке с низкорамным полуприцепом M15A1 тягач Mack M123 предназначался для перевозки танков и другой бронетехники массой до 50 т. На шоссе автопоезд полной массой 95 т мог разогнаться до 67 км/ч и проехать 530 км пути, потребляя по 130-140 литров бензина на 100 км. Высокую проходимость на местности обеспечивали мощные барабанные лебедки и высокий дорожный просвет в 523 мм.

Одновременно с седельным тягачом М123 на производство поступил созданный на его основе балластный тягач М125. Вместо седла на нем была установлена цельнометаллическая грузовая платформа длиной 4,3 м, предназначенная для балласта массой до 16 т. Mack M125 мог буксировать 155- и 203-миллиметровые артиллерийские орудия, и при этом разгонялся до 69 км/ч. Вскоре в гамму вошли тяжелый самосвал (М122), укороченное (М121) и длинное шасси (М124).

Мелкая серия

Mack M125
Балластный тягач Mack M125

Изначально Mack M123 и его производные изготавливались на заводе Mack, но затем производство передали компании Condec (Consolidated Diesel), где автомобиль выпускался до 1969 года. В общей сложности собрали 3580 автомобилей. Mack M123 получил репутацию достаточно надежного и мощного тягача, который успешно заменил лучший танковоз Второй мировой — Pacific М26.