Mack M123: тяжелый американский тягач холодной войны

Mack M123: тяжелый американский тягач холодной войны

18 марта 2024 0 Автор autohs.ru

Не успели отгреметь залпы Второй мировой, а Запад уже начал подготовку к еще более интенсивному и непримиримому противостоянию. Новая гонка вооружений привела к появлению наиболее совершенных военных грузовых автомобилей, приспособленных не только к перевозке грузов, но и к несению специализированных надстроек и транспортировке тяжелых артиллерийских систем и бронемашин. Среди всего этого многообразия выделялись достаточно простые, но крайне выносливые тяжелые тягачи Mack M123. Они участвовали во всех крупных конфликтах послевоенного времени и состояли на вооружении американской армии вплоть до начала 1990-х.

Mack M123

Американский грузовик Мак
Тяжелый седельный тягач Mack M123

Фирма Mack является наиболее авторитетным американским производителем тяжелых грузовиков и за все свою более чем вековую историю, спроектировала и выпустила сотни армейских машин, оборудованных, в большинстве своем, узлами и агрегатами собственного изготовления. Первая послевоенная серия M123 выпущенная в 1955 году не стала исключением. Она являлась естественным развитием трехосного тяжелого семейства NR, выпускавшегося в годы войны.

Базовый Mack M123 представлял собой короткобазный, трехосный седельный тягач со всеми ведущими колесами (6х6), двумя 20-тонными лебедками и упрощенной трехместной кабиной позаимствованной у REO M35. В основании машины находилась мощная лонжеронная рама к которой на продольных полуэллиптических рессорах были подвешены передний мост и задняя балансирная тележка с огромными двускатными колесами размерностью 14,00-24. Изначально Mack M123 оборудовался достаточно совершенным верхнеклапанным 8-цилиндровым V-образным бензиновым мотором фирмы Le Roi, который при рабочем объеме 13,8 л выдавал 286 л.с. Однако в 1965 году с появлением модернизированного варианта M123A1 прожорливый карбюраторный мотор уступил место 300-сильному дизелю Cummins V8. Независимо от типа двигателя грузовик оснащался 5-ступенчатой коробкой передач и 2-ступеначатой «раздаткой» собственного производства Mack.

Mack M123 1955
Все грузовики М123 оборудовались двумя барабанными лебедками с тяговым усилием 20,5 т

В связке низкорамным полуприцепом M15A1 тягач Mack M123 предназначался для перевозки танков и другой бронетехники массой до 50 т. На шоссе автопоезд полной массой 95 т мог разогнаться до 67 км/ч и проехать 530 км пути, потребляя по 130-140 литров бензина на 100 км. Высокую проходимость на местности обеспечивали мощные барабанные лебедки и высокий дорожный просвет в 523 мм.

Одновременно с седельным тягачом М123 на производство поступил созданный на его основе балластный тягач М125. Вместо седла на нем была установлена цельнометаллическая грузовая платформа длиной 4,3 м предназначенная для балласта массой до 16 т. Mack M125 мог буксировать 155- и 203-милимитровые артиллерийские орудия, и при этом разгонялся до 69 км/ч. Вскоре в гамму вошли тяжелый самосвал (М122), укороченное (М121) и длинное шасси (М124).

Мелкая серия

Mack M125
Балластный тягач Mack M125

Изначально Mack M123 и его производные изготавливались на заводе Mack, но затем производство передали компании Condec (Consolidated Diesel) где автомобиль выпускался до 1969 года. В общей сложности собрали 3580 автомобилей. Mack M123 получил репутацию достаточно надежного и мощного тягача, который успешно заменил лучший танковоз Второй мировой — Pacific М26.