M35: основной военный грузовик армии США

M35: основной военный грузовик армии США

04 сентября 2023 Выкл. Автор autohs.ru

Только что отгремевшая Вторая мировая война наглядно доказала, что успех в современных боевых действиях главным образом зависит от логистики. К середине 1940-х основой американской военной логистики являлся трехосный полноприводный грузовик GMC CCKW. Автомобиль этот был неплох, однако требованиям перспективной войны с Советским Союзом уже не соответствовал. Тогда в американском военном ведомстве решили воплотить давнюю «мечту» по созданию типового стандартизированного армейского грузового автомобиля, приспособленного для производства на всех крупнейших автомобилестроительных предприятиях страны. Так появился грузовик М35, ставший основой американского военного автопарка на долгие десятилетия вперед.

REO M35

Основной грузовик американской армии - REO M35
Так выглядел основной грузовик американской армии REO M35

Идею производства совершенно одинаковых военных грузовиков сразу на нескольких предприятиях американцы вынашивали довольно давно, еще с начала 1920-х. Частично ее удалось воплотить в довоенной гамме 2,5-тонных автомобилей серии CCKW. Тогда удалось стандартизировать конструкцию рамы, элементы подвески, колес и другие мелкие детали. В новом же поколении военных грузовиков унифицированными должны были стать все компоненты автомобиля. Из оригинальных деталей допускались только второстепенные детали или элементы необходимые для создания специализированных модификаций.

Continental LDS-427
В конце 1950-х американские военные увлеклись тематикой многотопливных дизелей. Фирма REO представила несколько проектов таких двигателей, однако контракт на поставку таких агрегатов был заключен с компанией Continental

Непосредственное проектирование нового базового грузовика поручили старейшей американской автомобилестроительной компании REO (Ransom Eli Olds) в 1947 году. Во время войны на ее мощностях выпускались хорошо известные в нашей стране Студебекеры US6. В 1940-е годы фирма находилась в кризисном состоянии, поэтому серьезный государственный контракт буквально спас ее от банкротства. Первый опытный прототип грузовика XM35 фирма REO представила в 1949 году. Это был трехосный полноприводный (6х6) грузовик с двухскатными задними колесами, открытой трехместной кабиной и бортовой платформой. В основании машины лежала прочная лонжеронная рама в передней части которой расположился простой и неприхотливый 6-цилиндровый бензиновый двигатель REO OA-331 объемом 5,4 л мощностью 127 л.с. В состав трансмиссии входили синхронизированная 5-ступенчатая «механика» Spicer, 2-ступенчатая «раздатка» Wisconsin и ведущие мосты Rockwell (передний отключаемый). Как и полагалось армейскому грузовику XM35 получил прочную рессорную подвеску, 4,5-тонную переднюю лебедку и упрощенную кабину с откидным лобовым стеклом и мягким верхом.

REO M34
Односкатный вариант REO M34

Позади кабины конструкторы разместили цельнометаллическую грузовую платформу с откидным задним бортом и возможностью установки тента. На бездорожье грузоподъемность REO XM35 составляла 2,5 т, на шоссе — 5 т. При этом грузовик был рассчитан на буксировку прицепов — на местности массой 2,7 т, на дорогах с хорошим покрытием — 4,5 т. Проведенные испытания показали, что XM35 успешно преодолевает броды до 0,8 м (1,5 м с доп. оборудованием), подъемы крутизной до 31°, канавы шириной 0,8 м и косогоры с креном до 15°. С баком на 190 л грузовик имел дальность хода 480 км, расходовал около 40-50 л на 100 км и развивал 85-90 км/ч. В целом у специалистов РЕО получился довольно прочный и проходимый автомобиль, который полностью удовлетворял требованиям основного заказчика.

Основной военный грузовик армии США с 1950 по 1999 год

M109 M35
Модификация M109 с многоцелевым фургоном и шестью боковыми окнами

Серийное производство автомобиля под индексом M35 началось в 1950 году. Помимо базовой версии с двухскатной задней ошиновкой, в производство пошел и односкатный вариант M34. Как и предполагалось, помимо REO, выпуск автомобиля развернули сразу на нескольких фирмах: Kaiser Motors, Studebaker, AM General, White, Curtiss-Wright, Bombardier (Канада), Ssangyong и Kia (Южная Корея).

Впоследствии на основе автомобиля M35 было создано множество модификаций с различными военными надстройками, в том числе и на укороченным шасси. В 1961 году обновился и сам базовый вариант. Главной новинкой версии M35A1 стал 7-литровый 6-цилиндровый многотопливный турбодизельный двигатель Continental LDS-427 мощностью 113-140 л.с. Благодаря ему массу автомобиля удалось снизить сразу на 450 кг. Следующее крупное обновление произошло в 1969 году, когда на M35A2 взамен турбодизельного агрегата LDS-427 установили 140-сильный атмосферный мотор LD-456 того же производителя.

M35A3
Последняя модификация M35A3 получила новое внешнее оформление и более совершенную техническую часть

К началу 1970-х основной военный грузовик армии США стал выпускаться на вновь образованной фирме AM General. Она появилась на руинах компаний Kaiser Motors и Studebaker, и вскоре стала основным производителем армейских грузовиков 2,5-тонного класса. В 1989 году на отметке в 150 тыс. выпущенных экземпляров производство М35 было завершено. Однако история машины на этом не закончилась. Четыре года спустя фирма AM General получила контракт на модернизацию и капитальный ремонт ранее выпущенных грузовиков М35. Программа реконструкции до версии М35А3 включала в себя замену силового агрегата на современную связку из двигателя Caterpillar 3116 (250 л.с.) и 4-ступенчатой автоматической коробки передач Allison. Кроме того грузовик получил новые мосты, модернизированную тормозную систему, односкатные радиальные колеса и впервые — централизованную систему подкачки шин. Таких машин собрали довольно мало всего 5485 экземпляров.

С началом нового тысячелетия армия США запустила новую программу FMTV (Family of Medium Tactical Vehicles) в ходе которой на вооружение поступили новые унифицированные автомобили грузоподъемностью 2,5-5 т. Но это уже совсем другая история.