История невероятных вездеходов LeTourneau

История невероятных вездеходов LeTourneau

02 сентября 2023 Выкл. Автор autohs.ru

Американская фирма LeTourneau (ЛеТурно) прославилась как производитель самых крупных в мире транспортных средств предназначенных для эксплуатации в экстремальных дорожно-климатических условиях. Среди них различные вездеходы для Антарктики, 200-метровые дизель-электрические автопоезда для Аляски, гигантские автопогрузчики и другие невероятные машины. О некоторых из них мы расскажем в этой статье.

LeTourneau

LeTourneau 1923 год
Так выглядел первый скрепер LeTourneau 1923 года

Предприятие LeTourneau было основано французом Робертом ЛеТурно в 1919 году в Калифорнии. В начале фирма занималась постройкой простых конных скреперов, однако всего через три года ЛеТурно представила свой первый самоходный скрепер с шарнироно-сочленной рамой. Центральной особенностью этой машины стала электромеханическая трансмиссия с генератором и индивидуальными мотор-колесами. Впоследствии эта революционная конструкция легла в основу большинства машин LeTourneau.

Вступление США во Вторую мировую войну благоприятно сказалось на бизнесе ЛеТурно. Компания получила военные заказы на производство новых универсальных скреперов Tournapull грузоподъемностью 11-35 т мощностью 275 л.с. Кроме того в военное время компания организовала выпуск уникальных 40-тонных танковых транспортеров Т-4 с двумя одноосными тягачами и подвесной платформой посередине. После окончания войны в ассортименте фирмы появились 75-тонные самосвалы Tournarocker с дизель-электрической трансмиссией.

Ракетная установка
Ракетная установка Corporal SSM

В начале 1950-х Роберт ЛеТурно продал большую часть своих акций компании Wabco (Westinghouse Air Brake Company), после чего вся техника получила наименование LeTourneau-Westinghouse. Мощный поток финансовых средств позволил развить направление электромеханических трансмиссий и приступить к производству специализированной вездеходной военной техники. Первой ласточкой стал оригинальный сочлененный противоминный трал Mine Clearing состоящий из одноосного тягача с дизель-электрической силовой установкой и острым V-образным отвалом. В 1955-м конструкторы ЛеТурно спроектировали двухосное полноприводное сочлененное шасси М-2 предназначенное для ракетной установки Corporal SSM. Данный комплекс оборудовался 375-сильным 6-цилиндровым бензиновым двигателем Continental AO-895 и традиционной для компании трансмиссией.

LeTourneau Sno-Train
На локомобиле LeTourneau Sno-Train был установлен дизель Cummins VT-12 мощностью 600 л.с., который питал генератор и 16 тяговых колесных электромоторов

Параллельно в ЛеТурно выполнили еще один интересный военный заказ где построили специализированный вездеход TC-264 Sno-Buggy. Он предназначался для эксплуатации в районах с экстремально холодным климатом и оборудовался 1000-сильным 12-цилиндровым авиационным мотором Allison V-1710, электрической трансмиссией и огромными сдвоенными колесами низкого давления с внешним диаметром 120 дюймов. Проведенные испытания доказали высокие вездеходные качества машины, и вскоре американские военные заказали автопоезд с тягачом выполненным по мотивам LeTourneau Sno-Buggy и тремя двухосными активными прицепами общей грузоподъемностью 45 т. Построенный в 1955 году автопоезд с говорящим названием Sno-Train LCC-1 открыл новую страницу в истории многозвенных автотранспортных средств.

LeTourneau TC-497

LeTourneau TC-497 Overland Train Mark II
TC-497 с трехметровыми колесами выглядел весьма внушительно

Наиболее известный и пожалуй самый впечатляющий вездеход LeTourneau TC-497 Overland Train Mark II появился в 1961 году. Он стал дальнейшим развитием идеи LCC-1, но приобрел куда более впечатляющие масштабы. Автопоезд был спроектирован для перевозки строительных и военных грузов на территории Северной Канады и Аляски. Огромный мегапоезд получил сразу 11-секций — трехосный тягач и 10 двухосных прицепов суммарной грузоподъемностью 150 т.

Другие характеристики впечатляли не меньше. В основе силовой установки TC-497 находилось четыре газотурбинных двигателя Solar 10MC мощностью 1170 л.с. каждый и четыре генератора, которые передавали электроток на 54 мотор-колеса. В зависимости от количества прицепов, общая длина автопоезда могла достигать 175 м, полная масса — 450 т, максимальная скорость — 32 км/ч, а дальность хода — 650 км. Для того чтобы управлять этой гигантской многоножкой, тягач и все прицепы имели передние управляемые колеса. Экипаж Overland Train Mark II составлял 6 человек.

Вездеход ЛеТурно
В кабине TC-497 имелся полноценный жилой модуль с камбузом и гальюном

К сожалению гигантский транспортер устарел сразу же после своего рождения. Overland Train Mk 2 стоимостью 1,5 млн полновесных долларов планировали использовать для строительства разветвленной системы ПВО в северной части североамериканского континента. И в общем-то TC-497 был готов к этой ответственной работе, но все испортил появившийся в 1962-м тяжелый транспортный вертолет Sikorsky CH-54. Как оказалось он мог выполнять вышеозначенную работу намного дешевле и быстрей нежели гигантский колесный поезд. В итоге проект LeTourneau TC-497 был спешно закрыт, а единственный построенный экземпляр сейчас находится в музее штата Юмы.

Успешная деятельность

LeTourneau LT-110
В 1962 году на производство поступил один из самых крупных скреперов — 95-тонный LeTourneau LT-110. Он оборудовался четырьмя моторами Detroit Diesel 12V71 суммарной мощностью 1680 л.с.

Несмотря на неудачу компания ЛеТурно продолжила свою деятельность, сосредоточившись на своем основном профиле — производстве землеройной и карьерной техники. Правда перейдя под полный контроль компании Wabco в 1968 году, название LeTourneau было упразднено. И только в 2013 году в результате реорганизации предприятия, историческое наименование вновь вернулось в обиход. В 2017 году фирма вошла в состав концерна Komatsu. Сегодня фирма ЛеТурно производит различного вида погрузчики, скреперы и другую тяжелую спецтехнику.