Pacific М26: лучший американский танковоз Второй мировой

Pacific М26: лучший американский танковоз Второй мировой

16 октября 2023 Выкл. Автор autohs.ru

Появление танков не только изменило характер боевых действий, но и серьезным образом усложнило армейскую логистику. Тяжелые неповоротливые машины требовали постоянного обслуживания, а их ходовая часть была не рассчитана на большие пробеги. В результате почти сразу в войсках появились специализированные грузовики танковозы — приспособленные для перевозки тяжелой бронированной техники. Лидером в этом классе машин выступили США, а их главный транспортер Pacific М26 обладал рядом необычных технических решений и мог перевозить знаменитые танки M4 Шерман массой 40-45 т.

Pacific М26

Пасифик М26
Толщина Pacific M26 брони в лобовой проекции не превышала 20 мм, в бортовой — 6,5 мм

Компания Pacific Car and Foundry Company была образована в 1905 году. Поначалу фирма занималась производством вагонов, литья и литых изделий, однако после вступления Америки в мировую войну, компанию Pacific привлекли к производству военной автомобильной техники. В 1942 году небольшая и малоизвестная автомобильная фирма Knuckey Truck Company (KTC) из Сан-Франциско разработала тяжелый артиллерийский тягач-эвакуатор М26, способный выполнять свою работу в непосредственной близости к зоне боевых действий. Полноприводный трехосный грузовик получился довольно удачным, вот только производственных сил на его изготовление у KTC не имелось. В результате в марте 1943 года производство M26 развернули на куда более серьезных мощностях компании Pacific.

Pacific M26
Тягач М26 оборудовался пневматическим тормозным приводом, но только на задние колеса

Pacific М26 представлял собой крупный трехосный седельный тягач с приводом на все колеса (6х6). Его центральной внешней особенностью стала огромная 7-местная бескапотная кабина с наклонными бронелистами и откидными бронещитками на окнах и решетке радиатора. В основании машины находилась прочная стальная лонжеронная рама. Сзади к ней на балансирной рычажно-пружинной подвеске крепилась ведущая тележка с двухскатными колесами. Спереди монтировалась классическая рессорная подвеска с ведущим мостом, а вот привод задних колес был реализован весьма нестандартно — посредством жестко закрепленного заднего моста и двух пар бортовых цепных передач. Кроме того Pacific М26 в обязательном порядке оборудовался двумя 20-тонными механическими лебедками смонтированными за кабиной, и одной 16-тонной закрепленной на передней поперечине рамы.

Пасифик М26
М26 вид сзади — хорошо видны бортовые цепные передачи

Еще одной интересной технической новинкой М26 стал его рядный 6-цилиндровый бензиновый двигатель объемом 17,9 л мощностью 240 л.с. Разработанный фирмой Hall-Scott он имел весьма прогрессивную для тех лет конструкцию с верхнеклапанной ГБЦ и полусферическими камерами сгорания. Атмосферный мотор выдавал свой максимальная крутящий момент 1098 Нм уже при 1200 об/мин, и в связке с 12-ступенчатой КПП обеспечивал наиболее оптимальный для танковоза тягово-скоростной режим работы.

Pacific М25

Pacific M25 LVT-2
М25 выполнял самые разнообразные транспортные задачи — так происходила выгрузка гусеничной десантной машины LVT-2

В иерархии американских тягачей М26 перекрыл верхнюю нишу и превосходил по своим возможностям другой популярный американский эвакуатор Diamond T 980. Комбинация тягача Pacific М26 в связке с низкорамным полуприцепом М15 от фирмы Fruehauf имела официальное обозначение Pacific М25. Такой автопоезд грузоподъемностью 40 т без особого труда транспортировал танки M4 Sherman. При полной нагрузке М25 массой 94 т разгонялся до 45 км/ч и расходовал порядка 100-250 л бензина на 100 км.

Под конец войны в 1944 году фирма Pacific выпустила облегченный вариант M26A1 с обычной небронированной кабиной. Вскоре он получил 24-вольтовое электрооборудование и сменил индекс на M26A2. Всего до 1945 года выпустили 1270 тягачей, из них 520 в модификации А1 и А2. После войны компания Pacific планомерно развивалась и со временем превратилась в одного из крупнейших производителей тяжелый грузовых автомобилей. В 1972 году фирма была реорганизована в холдинг Paccar, в который со временем вошли такие известные марки как Peterbilt, Kenworth и DAF.