
Pacific М26: лучший американский танковоз Второй мировой
16 октября 2023Появление танков не только изменило характер боевых действий, но и серьезным образом усложнило армейскую логистику. Тяжелые неповоротливые машины требовали постоянного обслуживания, а их ходовая часть была не рассчитана на большие пробеги. В результате почти сразу в войсках появились специализированные грузовики танковозы — приспособленные для перевозки тяжелой бронированной техники. Лидером в этом классе машин выступили США, а их главный транспортер Pacific М26 обладал рядом необычных технических решений и мог перевозить знаменитые танки M4 Шерман массой 40-45 т.
Pacific М26
Компания Pacific Car and Foundry Company была образована в 1905 году. Поначалу фирма занималась производством вагонов, литья и литых изделий, однако после вступления Америки в мировую войну, компанию Pacific привлекли к производству военной автомобильной техники. В 1942 году небольшая и малоизвестная автомобильная фирма Knuckey Truck Company (KTC) из Сан-Франциско разработала тяжелый артиллерийский тягач-эвакуатор М26, способный выполнять свою работу в непосредственной близости к зоне боевых действий. Полноприводный трехосный грузовик получился довольно удачным, вот только производственных сил на его изготовление у KTC не имелось. В результате в марте 1943 года производство M26 развернули на куда более серьезных мощностях компании Pacific.
Pacific М26 представлял собой крупный трехосный седельный тягач с приводом на все колеса (6х6). Его центральной внешней особенностью стала огромная 7-местная бескапотная кабина с наклонными бронелистами и откидными бронещитками на окнах и решетке радиатора. В основании машины находилась прочная стальная лонжеронная рама. Сзади к ней на балансирной рычажно-пружинной подвеске крепилась ведущая тележка с двухскатными колесами. Спереди монтировалась классическая рессорная подвеска с ведущим мостом, а вот привод задних колес был реализован весьма нестандартно — посредством жестко закрепленного заднего моста и двух пар бортовых цепных передач. Кроме того Pacific М26 в обязательном порядке оборудовался двумя 20-тонными механическими лебедками смонтированными за кабиной, и одной 16-тонной закрепленной на передней поперечине рамы.
Еще одной интересной технической новинкой М26 стал его рядный 6-цилиндровый бензиновый двигатель объемом 17,9 л мощностью 240 л.с. Разработанный фирмой Hall-Scott он имел весьма прогрессивную для тех лет конструкцию с верхнеклапанной ГБЦ и полусферическими камерами сгорания. Атмосферный мотор выдавал свой максимальная крутящий момент 1098 Нм уже при 1200 об/мин, и в связке с 12-ступенчатой КПП обеспечивал наиболее оптимальный для танковоза тягово-скоростной режим работы.
Pacific М25
В иерархии американских тягачей М26 перекрыл верхнюю нишу и превосходил по своим возможностям другой популярный американский эвакуатор Diamond T 980. Комбинация тягача Pacific М26 в связке с низкорамным полуприцепом М15 от фирмы Fruehauf имела официальное обозначение Pacific М25. Такой автопоезд грузоподъемностью 40 т без особого труда транспортировал танки M4 Sherman. При полной нагрузке М25 массой 94 т разгонялся до 45 км/ч и расходовал порядка 100-250 л бензина на 100 км.
Под конец войны в 1944 году фирма Pacific выпустила облегченный вариант M26A1 с обычной небронированной кабиной. Вскоре он получил 24-вольтовое электрооборудование и сменил индекс на M26A2. Всего до 1945 года выпустили 1270 тягачей, из них 520 в модификации А1 и А2. После войны компания Pacific планомерно развивалась и со временем превратилась в одного из крупнейших производителей тяжелый грузовых автомобилей. В 1972 году фирма была реорганизована в холдинг Paccar, в который со временем вошли такие известные марки как Peterbilt, Kenworth и DAF.