Lexus LS400: история первого автомобиля Лексус

Lexus LS400: история первого автомобиля Лексус

18 октября 2023 Выкл. Автор autohs.ru

Появившийся в 1989 году Lexus LS400 стал полной неожиданностью для европейских престижных марок. Еще недавно они считали, что Тойота, зарекомендовавшая себя как производитель наиболее простых и дешевых машин, им не соперник. Отчасти так оно и было, поэтому японцы пошли на серьезный риск и выпустили свой флагман под новым, никому не известным доселе брендом. Рискнули и не прогадали! За первый год Лексус разошелся тиражом в 64 тыс. экземпляров, вогнав стратегов фирм Мерседес-Бенц и БМВ в глубокую депрессию!

Первый Лексус

Lexus LS400 Prototype Sketch
На первых эскизах LS400 имел довольно округлые формы

Первые робкие попытки освоить престижный класс в Тойоте предприняли еще в конце 1960-х. Именно тогда в Японии дебютировал первый по-настоящему роскошный автомобиль Toyota Century. Кроме того, в производственной гамме значился Toyota Crown — несколько упрощенный люксовый седан, предназначенный для руководителей и бизнесменов средней руки. Это были хорошие машины, но весьма специфические, созданные с оглядкой на местное понимание престижа, и для экспансии на западные рынки не годились.

Lexus LS400 Prototype
При проектировании LS400 было построено 450 прототипов шасси и 970 прототипов двигателя. В общей сложности автомобиль прошел 2,7 млн испытательных километров во всех климатических зонах

Все изменилось в начале 1970-х, когда благодаря нефтяному кризису недорогие и экономичные японские автомобили смогли захватить существенную часть американского рынка. Если в 1969-м в США значилось 11% зарегистрированных машин японского производства, то к 1980 году их доля выросла до 30%. При этом автостроители из Страны восходящего солнца смогли освоить не только массовый малолитражный сегмент, но и вторгнуться в класс спортивных автомобилей. И вот в августе 1983 года совет директоров корпорации Toyota принял секретное стратегическое решение — пробиться в сектор дорогих и престижных автомобилей, где безраздельно господствовали такие именитые фирмы как Mercedes-Benz, BMW, Cadillac и Lincoln.

Для решения столь амбициозной задачи был сформирован специальный отдел с кодовым названием F1 (флагман один), куда вошла группа из лучших менеджеров и инженеров компании. Довольно быстро разработчики поняли, что если они хотят сломить устойчивый во всем мире имидж японского автомобиля, как массового и недорогого изделия, то выходить на рынок необходимо под новой маркой, никак не аффилированной с брендом Тойота.

Lexus LS400 1989
Первая серийная модель Lexus носила внутризаводское обозначение XF10

В 1985 году в США высадился десант из 20 разнопрофильных специалистов. Они изучили местный рынок и конкурентов, после чего составили подробный отчет о предполагаемой целевой аудитории автомобиля и необходимом наборе его потребительских свойств. Параллельно с этим специалисты отдела F1 приобрели и разобрали для изучения сразу несколько европейских машин: новенький Mercedes-Benz 300Е серии W124, Mercedes-Benz S-класса 420SEL серии W126 и BMW 735i. Четыре года 24 инженерные группы (более чем 1400 специалистов) проектировали идеальный в их представлении представительский автомобиль. Итогом этой кропотливой многолетней работы стал представленный в январе 1989 года новый флагман японской автомобильной промышленности Lexus LS400 (Luxury Sedan).

Технические особенности Lexus LS400

Toyota 1UZ-FE
Двигатель 1UZ-FE выдавал 250 л.с. и 350 Нм крутящего момента

LS400 строился с огромным вниманием к деталям. В каждом аспекте японцы постарались превзойти конкурентов: лучшая в классе аэродинамика — Cx 0,29 (лучше, чем у спорткара Nissan 300ZX), непревзойденная антикоррозийная защита, высококачественная окраска кузова металлизированными эмалями, многослойная композитная шумоизоляция (58 дБ на скорости 100 км/ч) … и так практически во всем! Специально для LS400 был разработан 8-цилиндровый V-образный двигатель 1UZ-FE, оборудованный двухвальными ГБЦ по 4 клапана на цилиндр. Мотор объемом 4 л покоился на специальных гидроопорах, отчего отличался очень плавной и тихой работой, при этом выдавал 250 л.с. К двигателю приспособили новую 4-ступенчатую автоматическую коробку ECT-i с электронным управлением, которая, как и полагалось настоящему люкс-классу, передавала крутящий момент только на задние колеса.

Шасси — дорогое и качественное, со всеми независимыми подвесками на двойных поперечных рычагах и оригинальных двухтрубных амортизаторах с плавающим поршнем (опционально можно было установить пневматическую подвеску). Рулевое управление устанавливалось реечное, с гидравлическим усилителем. Тормоза — дисковые, с электронными системами ABS и TRC.

Непревзойденное качество и высокий комфорт

Lexus LS400 XF10
На родине автомобиль продался как Toyota Celsior, о марке Lexus там узнали только в 2005 году

Передовая техника для автомобиля такого уровня крайне важна, но без качественного салона она бесполезна. Поэтому едва ли не большее внимание японцы уделили интерьеру. После скрупулезного подбора материалов, разработчики остановили свой выбор на натуральной коже и деревянной отделке из калифорнийского ореха. Рулевую колонку и все сиденья оснастили электроприводами с функцией памяти, а комбинация приборов получила вакуумно-люминесцентную подсветку. На центральной консоли разместили раздельный климат-контроль и блок управления CD-аудиосистемой Pioneer, кроме того опционально можно было установить лучшую в мире автомобильную аудиосистему от фирмы Nakamichi. Вообще список дополнительного оборудования у первого Лексуса был весьма скудным, так как все необходимое устанавливалось уже в базе.

Lexus LS400 Interior
В салоне LS400 царила невероятная тишина — всего 58 дБ на скорости движения 100 км/ч

Появление Lexus LS400 для конкурентов стало настоящим шоком. Японцы умудрились построить великолепный автомобиль с передовой техникой и комфортабельным салоном. Внешность, правда, получилась не особо яркой, но в этом классе такое и не приветствовалось, достаточно было того, что машина смотрелась солидно и элегантно. Однако вовсе не это оказалось первостепенным в успехе автомобиля. Все «зарешала» … цена! В салонах дилеров LS400 продавался по 35 тыс. долларов за штуку, на 25 тыс. дешевле эталонного Mercedes-Benz 420SEL. По своей стоимости Лексус больше соответствовал Мерседесу Е-класса или БМВ 5-серии, но те были заметно меньше и не имели в своем оснащении двигатели V8. Добавим сюда традиционную тойотовскую надежность и грамотно выстроенную сервисную службу, и получим практически идеальный для своего времени представительский автомобиль.

Lexus LS400 XF10
В общей сложности на разработку машины японцы потратили миллиард, еще тех, полновесных долларов!

В общем, когда LS400 с ценой Е-класса, но с качеством S-класса ворвался на рынок, ошарашенные немцы стали обвинять японцев в ценовом демпинге и стремительно терять американский рынок. Впрочем, продолжалось это довольно недолго в 1992-м вместе с ростом курса йены, в полтора раза выросла и цена LS400. Тем не менее даже при такой стоимости автомобиль пользовался заметным успехом, а то, что он носил на себе эмблемы неизвестного доселе бренда, мало кого волновало. Модель первого поколения XF10 продержалась на производстве до 1994 года. Всего же было выпущено 165 тыс. экземпляров «четырехсотого».