Toyota Century: история роскошного флагмана

Toyota Century: история роскошного флагмана

31 августа 2019 0 Автор autohs.ru

Как известно для внутреннего рынка японцы строят несколько иные автомобили. Более технологичные, более роскошные, а кто-то утверждает, что и более надежные. Так это или нет вопрос дискуссионный, но глядя на этот автомобиль понимаешь, что не безосновательный. Перед вами флагман компании Тойота — Toyota Century. Автомобиль о котором за пределами Японии мало кто слышал.

Toyota Century первого поколения (1967-1997)

toyota-century-1967
Toyota Century первого поколения

Century с английского языка переводится как век, столетие. Это говорящее название для автомобиля выбрали не спроста. Toyota Century был выпущен в ноябре 1967 года, по случаю столетнего юбилея основателя фирмы — Сакичи Тойоды. Автомобиль предназначался для членов императорской фамилии, высших государственных чиновников и крупных бизнесменов. Как следствие он проектировался с особым упором на комфортабельность.

В основе машины находилось рамное шасси от представительского Toyota Crown Eight (G10). Дабы увеличить полезное пространство салона, колесную базу удлинили на 110 мм, доведя ее до 2860 мм. Общая длина автомобиля составила 4980 мм, ширина 1890 мм. На момент появления Toyota Century являлся самым большим легковым автомобилем японского производства. Помимо шасси от Crown Eight позаимствовали 8-цилиндровый V-образный двигатель, попутно увеличив до 3 литров его рабочий объем. На фоне заморских агрегатов мощность в 150 л.с. не впечатляла. Зато мотор отличался очень тихой и плавной работой, а его крутящий момент в 235 Нм был вполне достаточен для размеренного передвижения. Тем не менее спустя пять лет конструкторы довели рабочий объем двигателя до 3,4 литров. Крутящий момент при этом увеличился до 278 Нм, а мощность до 180 л.с. Изначально двигатель агрегатировался только с 3-ступенчатой механической коробкой передач, однако в 1974 году его заменили на фирменный четырехдиапазонный «автомат» Toyoglide.

Тойота Сенчури
Автомобиль первого поколения имел пневматическую подвеску, регулируемую рулевую колонку и барабанные тормоза

Вообще с Toyota Century тойотовцы ввели себя очень аккуратно, постепенно улучшая автомобиль только в тех аспектах, которые гарантированно улучшат потребительские свойства продукта. Такой подход в общем-то был оправдан, учитывая насколько консервативна японская публика из высшего света.

Экстерьер машины какими-то изысками не отличался, зато в отличие от основного конкурента — Nissan President, был оригинален и напрямую американские аналоги не копировал. Внешний вид автомобиля выдержан в спокойном прямолинейном стиле. Богатое убранство кузова подчеркивал хромированный декор: окантовки окон, бамперы, зеркала, колесные колпаки и даже дверные ручки были покрыты «блестящим металлом». По заведенной в Японии традиции модели для внутреннего рынка имели оригинальные логотипы. На решетку радиатора, колпаки и крышку багажника, создатели поместили священную птицу Хоу-Оу приносящую удачу, а по совместительству являющуюся эмблемой японской правящей династии.

toyota-century-vg20
Панель приборов соответствовала духу времени

Как и полагалась автомобилям этого класса, салон Toyota Century был выстроен вокруг только одного человека — высокопоставленного пассажира. Его комфорт обеспечивали мягкие сиденья с тканевой обивкой, электростеклоподъемники и ажурные оконные шторки (фирменная черта Toyota Century). Мало-помалу автомобиль обрастал новым оборудованием. В 1971 году в комплектацию ввели кондиционер и АМ радиоприемник. Спустя два года появился автоматический доводчик дверей и радиоприемник с АМ/FM диапазоном. По технической части также шел процесс обновления. С 1973 года передние барабанные тормоза заменили на дисковые, спустя пять лет карбюратор вытеснила впрысковая система питания. В 1982 году установили новый 4-литровый мотор мощностью 190 л.с., а в пневмоподвеску внедрили автоматическую систему выравнивания.

Салон Toyota Century первого поколения

При всем при этом внешность автомобиля практически не менялась. В том же 1982-м слегка обновили оформление передней и задней частей автомобиля. И на этом все. В таком виде Toyota Century выпускался до 1997 года. А зачем что-то менять, если потенциальных покупателей все устраивает! Разве что во время подъема японской экономики в конце 1980-х, в дополнение к базовой модели выпустили версию Century Limousine с увеличенной на 650 мм колесной базой. Для тех кого слишком длинный Лимузин не устраивал в 1990 году выпустили модификацию Toyota Century Type L с увеличенной на 150 мм колесной базой.

Экспорт Toyota Century первого поколения был не предусмотрен в принципе, так что все машины выпускались исключительно в праворульном исполнении. По меркам своего класса изготовили их немало — 32453 экземпляра.

Toyota Century второго поколения (1997-2017)

toyota-century-1997
Toyota Century второго поколения

Насколько бы не был хорош автомобиль, рано или поздно он морально устареет. В 1997 году в продажу поступил Toyota Century второго поколения. Сохранив общую с предшественником стилистику экстерьера, в техническом плане машину переработали кардинально. На смену архаичной рамной конструкции пришел несущий кузов, спроектированный с учетом самых современных норм пассивной безопасности. Ходовая часть была представлена независимой пневмоподвеской с функцией выравнивания. Тормоза всех колес дисковые, привод только на задние колеса. Специально для Тойоты Сенчури второго поколения спроектировали 12-цилиндровый V-образный мотор 1GZ-FE. Двигатель объемом 5 литров выдавал 280 л.с. и 481 Нм крутящего момента, причем 400 Нм были доступны практически на холостом ходу — с 1200 об/мин. Уникальный для японской автопромышленности мотор имел два блока управления (ЭБУ) и в критической ситуации мог работать только на одном ряде цилиндров.

toyota century interior
Century второго поколения имел монументальную переднюю панель со множеством вставок из натурального дерева

Новый Toyota Century стал крупнее: колесная база выросла на 165 мм (до 3025 мм), длина на — 150 мм (5270 мм), а высота — на 45 мм. Ширина в 1890 мм осталась неизменной. Сообразно габаритам, увеличилось внутренне пространство салона. При этом автомобиль стал значительно комфортабельнее предшественника. В распоряжении пассажиров находились великолепные сиденья с обивкой из 100% шерсти, опционально предлагалась и натуральная кожа, но популярностью она не пользовалась.

toyota-century-1997-interior
Кружевные шторки остались на месте

Естественно кресла имели всевозможные электрорегулировки и функцию массажа. Кроме того в спинке переднего пассажирского сиденья находился специальный люк, открыв который пассажир заднего ряда мог полностью вытянуть ноги. Помимо всего прочего на борту Century имелись: автоматический климат-контроль, аудиосистема на 9 динамиков, CD-чейнджер на 6 дисков, телевизор, VHS магнитофон и мобильный телефон. Интерьер машины отделан богато: помимо высококачественной обивки имелись вставки из натурального дерева и кружевные шторки на окнах. Более того в специальной модификации для императорского двора, 4 автомобиля получили гранитные подножки и потолок салона из рисовой бумаги.

Безупречное качество

Toyota Century второго поколения 1997 года

Особое внимание японцы уделяли качеству сборки. Все Toyota Century собирались вручную на стапелях командой высококвалифицированных рабочих, которые отработали на производстве не менее 10 лет. Окраска кузова производилась в 7 семь слоев, затем ручная шлифовка и полировка до зеркального блеска. Контроль работы производился в специальной камере с «выставленным» освещением, которое позволяло выявить все дефекты окраски. Цветовая палитра разнообразием не отличалась — на выбор предлагалось всего 5 цветов. Зато расцветки носили по-восточному пафосные названия, к примеру черный назвался Kamui (Черная вечность).

Представительский автомобиль Тойота

На каждый собранный автомобиль заводилась специальная книжка, куда на каждом этапе сборки вписывались результаты проверки ОТК, особенности комплектации и данные по персоналу чьими руками собран автомобиль. Вообще работа на автозаводе Хигаси-Фудзи (Сидзуока) на участке Toyota Century считалась очень почетной, и не каждый рабочий мог на нее попасть.

На производстве Тойота Сенчури второго поколения продержался до 2017 года. За 20 лет было выпущено 8730 автомобилей. К ним стоит прибавить сотню машин с левым рулем, которые были изготовлены в 1998 году в качестве эксперимента. Работали они в государственных дипломатических миссиях за рубежом и представительствах фирмы Тойота в США, Китае и на Ближнем Востоке.

Toyota Century третьего поколения (2017- н.в.)

Toyota Century третьего поколения
Toyota Century третьего поколения

Toyota Century третьего поколения поступил на производство в июне 2018 года. Новая машина сохранила узнаваемый стиль, но в техническом плане полностью преобразилась. К сожалению первый и, по-видимому, последний японский V12 окончательно ушел в историю. На его месте прописалась гибридная силовая установка на основе 5-литрового V8 (2UR-FSE) мощностью 375 л.с. и электромотора мощностью 165 кВт (221 л.с.). Агрегат суммарной мощностью 425 л.с. позаимствовали у Lexus LS 600h образца 2006 года. От него крутящий момент, через электромеханический вариатор передавался исключительно на задние колеса. В этом вопросе конструкторы Century проявили определенное ретроградство, все-таки исходный Лексус был полноприводным. Лишними узлами поступились намеренно — выиграли в весе и прежде всего в надежности, потому что Century «ломаться» не должен. Ходовая часть также пришлась от LS 600h — с двухрычажной подвеской спереди и многорычажной сзади. Пневмобаллоны в качестве упругих элементов остались на месте.

Самая дорогая Тойота

Как водится автомобиль вновь увеличился в размерах. Его длина составила 5335 мм, ширина 1930 мм, а высота 1505 мм. То есть по габаритам Toyota Century превзошел такие автомобили как BMW 7-серии и Mercedes S-класса в удлиненных исполнениях. Салон также прибавил в размерах, но по стилистике оформления недалеко ушел от предшественника. Те же роскошные сиденья с обивкой из шерсти, множественные вставки из натурального дерева, всевозможные электрорегулировки, качественная аудиосистема (на сей раз на 20 динамиков), экран видеосистемы и прочие атрибуты машины высшего класса.

Тойота люкс
Интерьер сохранил богатое убранство и шерстяную обивку сидений, кожаная обивка предлагалась как опция

Что касается безопасности тут новый Century ушел далеко вперед. Автомобиль оснастили системой Toyota Safety Sense, которая способна распознавать дорожные знаки, пешеходов, впереди идущие машины и соответственно на них реагировать, вплоть до полной остановки. Впрочем, наверняка работы у TSS было немного, все таки в большинстве своем за рулем Тойота Сенчури работают профессиональные водители.

Самая дорогая Тойота

Toyota Century — один из самых дорогих автомобилей марки Тойота, дороже был только Toyota 2000GT 1967 года. Сегодня за Century третьего поколения просят 20 млн иен (около 180 тыс. долларов). Почти вдвое дороже нежели за автомобиль второго поколения. Впрочем, вряд ли потенциальные покупатели Toyota Century будут жаловаться на внезапное подорожание — статус не позволяет. Купить автомобиль в Японии можно по всей дилерской сети, были бы средства. А вот за рубеж машину поставлять не планируют вовсе.