Основные грузовики РККА в Великой Отечественной войне

Основные грузовики РККА в Великой Отечественной войне

Великая Отечественная война стала тяжелым испытанием для нашей страны. В этом году исполняется 76 лет после ее окончания. Отдавая дань памяти невозможно не вспомнить автомобили широко применявшиеся в этой войне и внесшие не малый вклад в Победу. Итак, основные грузовики РККА в Великой Отечественной войне.

Основные грузовики РККА — ГАЗ-АА/ММ и ЗИС-5

ГАЗ-АА
ГАЗ-АА во время парада на Красной площади 1930-е годы

Основным грузовиком РККА стал полуторатонный ГАЗ-АА. Он пошел в производство в 1932 году, а к началу войны в армии насчитывалось уже более 150 тысяч грузовиков ГАЗ-АА и ММ. Последний представлял собой модернизированный вариант модели АА с усиленной ходовой частью, более мощным 50-сильным мотором, новым рулевым управлением и некоторыми другими изменениями. Массовый выпуск ГАЗ-ММ завод освоил в 1940 году.

Для экономии дефицитных ресурсов, с 1943 года Горьковский автозавод перешел на выпуск грузовика в упрощенном исполнении с деревянной кабиной, угловатыми крыльями, тормозами лишь на заднюю ось и одной фарой.

ГАЗ-АА
ГАЗ-АА в весенней грязи, 1943 год

На шасси полуторки было создано огромное количество специализированных автомобилей и автобусов. Агрегаты ГАЗ-АА/ММ использовались при создании различной военной техники, в том числе бронеавтомобилей и даже танков.

Основные грузовики РККА ЗИС-5
ЗИС-5 на лесной дороге, 1941 год

ЗИС-5 — второй по массовости грузовик Красной армии. Он имел вдвое большую по сравнению с ГАЗ-АА грузоподъемность. Выпускался он Московским автозаводом ЗИС с 1933 года. Он был мощнее и в целом надежнее чем полуторка. ЗИС-5 оснащался нижнеклапанным двигателем мощностью 73 л.с. Как и грузовик из Горького, на шасси ЗИС-5 строились различные автомобили, а так же автобусы.

Трехоски ГАЗ-ААА и ЗИС-6

ГАЗ-ААА
ГАЗ-ААА с зенитными пулеметами на параде, 1938 год

Освоив выпуск описанных выше грузовиков, советские автостроители озадачились вопросом дальнейшего совершенствования своих машин, в том числе и с точки зрения увеличения их проходимости и грузоподъемности. Одним из самых очевидных решений в этом направлении стало добавление дополнительной третьей оси.

В 1934 году ГАЗ освоил выпуск трехосного ГАЗ-ААА. Автомобиль с колесной формулой 6х4 получил увеличенную до 2 тонн грузоподъемность, мосты с червячными передачами и понижающий редуктор в отдельном картере за коробкой передач.

Основные грузовики РККА ЗИС-6
БМ-13 на шасси ЗИС-6

Московский автозавод был еще расторопней и в 1933 году освоил трехосный ЗИС-6. По основным агрегатам она была унифицирована с ЗИС-5, но в отличие от него получил ведущие мосты с червячными главными парами и демультипликатор. Грузоподъемность ЗИС-6 выросла на тонну, но главное теперь грузовик уверенно буксировал артиллерийские орудия и прицепы. Кроме того на шасси ЗИС-6 впервые, летом-осенью 1941 года установили гвардейские минометы БМ-8 и БМ-13 «Катюша».

Автомобили ленд-лиза Studebaker-US6 и Willys MB

Studebaker-US6
Studebaker-US6

Грузовой парк РККА не ограничивался лишь отечественными машинами. С конца 1941 года СССР начал получать военную помощь от США и Великобритании и в страну хлынули первые импортные грузовики. Но главный герой автомобильного ленд-лиза — Studebaker-US6 попал в Советский Союз позднее в 1942 году.

Это капотный полноприводный грузовик, не снискал особой популярности на родине. Зато в СССР эту машину по-настоящему полюбили. Простой и надежный, он ценился за комфорт и отличную проходимость. Всего Советский Союз получил 152 тыс. Студебекеров.

Willys MB
Willys MB в колонне под Берлином, весна 1945 года

Если по части грузового ленд-лиза главным героем стал Студебекер, то в классе легких полноприводников блистал Willys MB он же Джип. Первые Джипы появились в СССР еще в октябре 1941 года. Причем это были вовсе не Виллисы, а самые что ни наесть оригинальные Bantam RC-40. Не вдаваясь в сложные перипетии рождения Джипа на свет, следует отметить, что именно фирма Bantam выиграла конкурс на поставку в американскую армию легкого армейского вездехода. Но судьба распорядилась иначе и основным внедорожником армии США стал Willys MB.

Как бы то ни было Willys получился отличным. Надежный и весьма проходимый, в армии он выполнял самую разнообразную работу: возил командирский состав, буксировал легкие орудия и прицепы. В СССР автомобиль массово начал поступать с середины 1942 года. Всего же их поставили около 52 тыс. единиц.

На мирной службе

Вторую мировую зачастую называют войной моторов, и это верное определение. Механизация вооруженных сил, стала одним из ключевых факторов успеха той или иной армии. Но и после войны, основные грузовики РККА — отечественные и импортные продолжили свою службу на этот раз уже в народном хозяйстве, где исправно работали еще долгие годы.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *