Последние автомобили ЗИЛ

Последние автомобили ЗИЛ

02 января 2021 0 Автор autohs.ru

Как известно в конце прошлого года был завершен полный снос производственных корпусов автозавода ЗИЛ. В забвение ушло некогда великое предприятие — флагман советской автомобильной промышленности. Давайте вспомним последние автомобили ЗИЛ.

ЗИЛ-4331

ЗИЛ-4331
ЗИЛ-4331

В лихолетье завод вступил с моделью ЗИЛ-4331. Грузовик — сменщик легендарного ЗИЛ-130, должен был встать на производство еще в конце 70-х. Планировалось, что машина получит перспективный дизельный двигатель ЗИЛ-645 и новую кабину. Однако опыта в проектировании дизелей у зиловских конструкторов практически не имелось, поэтому работа над мотором шла тяжело и с постоянным отставанием от графика. Кроме того имелись сложности с производством кабины, КПП и топливной аппаратуры. В результате ЗИЛ-4331 встал на конвейер только в 1987 году. Да и то версии с дизелем выпускались в ничтожных количествах. В основном машина шла с бензиновым ЗИЛ-508.10 мощностью 150 л.с.

От ЗИЛ-130 новый грузовик отличался ведущим мостом, тормозной системой и кабиной. Другими словами ЗИЛ-4331 устарел еще в момент своего появления.

ЗИЛ-5301

Бычок
В середине 90-х ЗИЛ экспериментировал с установкой дизельных моторов фирмы Caterpillar. ЗИЛ-5301 с двигателем Cat 3054

После распада СССР структура российской экономики значительно изменилась. В рыночных условиях, основные потребители грузовой техники — мелкие перевозчики, нуждались в машине небольшой грузоподъемности и с дизельным мотором. На заводе это хорошо понимали и в 1992 году приступили к разработке автомобиля с максимальной грузоподъемностью в 3 тонны.

Дабы удешевить производство предполагалось, что новая модель по максимуму будет унифицирована с выпускающимися машинами. Проблема состояла в том, что у завода не имелось подходящего шасси и двигателя. Как следствие первая партия грузовиков, под индексом ЗИЛ-5301, базировались на импортной платформе Mercedes-Benz T2. В движение автомобиль приводил дизель Perkins Phaser. Такая машина выходила невероятно дорогой, и в 1995 году зиловцы разработали собственное шасси и адаптировали к нему минский тракторный двигатель ММЗ Д-245. В том же году машина пошла в серию.

ЗИЛ-5301 «Бычок» фактически стал кормильцем завода. В конце 90-х его доля в выпускаемой продукции превысила 50%.

Специальные

ЗИЛ-390610

Последние автомобили ЗИЛ-390610
ЗИЛ-390610

В 1997 году на агрегатах знаменитой «Синей птицы» ЗИЛ-4906 была спроектирована очень интересная машина. Многофункциональное шасси повышенной проходимости ЗИЛ-390610, предназначалось для коммунального хозяйства. Машина могла агрегатироваться с коммунальным технологическим оборудованием и работать в широком диапазоне скоростей. Эдакий российский Unimog.

Технически ЗИЛ-390610 был обустроен очень интересно. Автомобиль оснащался дизелем Д-245 на 105 л.с., независимой торсионной подвеской, управляемыми передними и задними колесами и уникальной трансмиссией. Крутящий момент от двигателя через механическую КПП передавался на двухступенчатую раздаточную коробку. Она в свою очередь, посредством продольно расположенных карданных валов приводила во вращение бортовые редукторы задних и передних колес. На задних бортовых редукторах инженеры смонтировали два дисковых тормозных механизма открытого типа.

Бортовые дисковые тормоза
Тормозные механизмы на бортовых редукторах

Необычная трансмиссия наделила ЗИЛ-390610 выдающимися внедорожными способностями, во много раз превышающие таковые у немецкого аналога. Грузовик успешно выступал на соревнованиях по трак-треалу, неоднократно занимая призовые места. Однако в серию уникальная машина так и не пошла. Хотя различных модификаций успели подготовить немало, в том числе и на удлиненной базе.

ЗИЛ-4972

Последние автомобили ЗИЛ
ЗИЛ-4975М2

Между тем ЗИЛ-390610 это не единственный грузовик созданный с применением агрегатов «Синей птицы». В 1993 году в СКБ завода создали уникальный трехосный ЗИЛ-4972 с равноудаленными мостами. Машина предназначаюсь для аврийно-спастельных бригад МЧС и Минтранса.

ЗИЛ-4972 получился несколько проще и подешевле, чем «космическая» «Синяя птица», но высоких внедорожных свойств не утратил. Грузовик получил стальную раму взамен алюминиевой, кабину и 185-сильный дизельный мотор от ЗИЛ-4331. Трансмиссия также была выполнена по бортовой схеме, задняя ось — поворотная.

Автомобиль имел три модификации: ЗИЛ-4972 с жилым модулем, ЗИЛ-4973 с бортовой платформой и телескопическим краном, а также ЗИЛ-4975М2 с двухрядной кабиной и бортовой платформой с краном манипулятором. Первая и последняя модели выпускались серийно на Правдинском радиорелейном заводе в Нижегородской области.

Последние автомобили ЗИЛ

ЗИЛ-432940
ЗИЛ-432940

В начале 80-х Московский автозавод ежегодно выпускал около 200 тысяч автомобилей. Тогда никто и представить себе не мог, что спустя каких то 30 лет завод — флагман советской автопромышленности, полностью прекратит свое существование. Конвейерным способом последние автомобили ЗИЛ были собраны в 2013 году. С тех пор началось планомерное разорение завода.

Удивительно, но даже в условиях полной деградации зиловцы умудрялись выпускать новые автомобили. Последний автомобиль с шильдиком ЗИЛ собрали в 2016 году. Капотный грузовик ЗИЛ-43276Т представлял собой модернизированный ЗИЛ-4331 с интегрированным стеклопластиковым оперением под которым находился дизель ММЗ Д-245.

В декабре 2020 года был разрушен последний цех, который занимался выпуском специальных легковых автомобилей. Так закончилась история некогда великого предприятия.