ЗИС-15: забытый довоенный грузовик завода МосЗИС
03 января 2025В довоенный период советская автомобильная промышленность отличалась применением наиболее дешевых и рациональных конструкций, в значительной степени уступающих лучшим мировым аналогам. Приоритетом для молодой советской страны, необремененной серьезным промышленным и научным потенциалом, стал массовый выпуск простеньких грузовиков ГАЗ-АА и ЗИС-5. Последний являлся родственником американских грузовиков Autocar, выпускавшихся с конца 1920-х, и обладал 2-местной деревометаллической кабиной с устаревшей внешностью, малоэффективными механическими тормозами и маломощным двигателем на 73 л.с. Впрочем, уже в начале 1940-х на смену ЗИС-5 готовился прийти более современный вариант ЗИС-15, но всему помешала война…
ЗИС-15
Разработка перспективной грузовой модели второго поколения на Заводе им. Сталина стартовала в 1937 году, а уже год спустя на свет появился первый опытный прототип, обозначенный как ЗИС-15. Этот автомобиль получил новое шасси с усиленными лонжеронами толщиной в 6 мм и увеличенной колесной базой в 4400 мм (на 590 мм больше чем у ЗИС-5). Передняя ось подвешивалась на более комфортабельных, удлиненных на 50 мм рессорах, а в конструкции задней подвески инженеры МосЗИС применили дополнительные листы, включавшиеся под нагрузкой. Задний мост позаимствовали у предшественника, в нем увеличили передаточное число главной передачи и внедрили более надежные роликовые подшипники.
Привод тормозов оставили механическим, но его дополнили вакуумным усилителем. Кроме того, автомобиль получил дисковый трансмиссионный тормоз, установленный на карданный вал. Рулевое управление типа «червяк-кривошип» изменений не претерпело, а вот трансмиссию переделали кардинально. Сообразно увеличившейся колесной базе, карданную передачу составили из двух валов с промежуточной опорой. Коробку передач оставили 4-ступенчатой, но полностью изменили их передаточные числа, а некоторые шестерни для уменьшения шума и вибраций сделали косозубыми. Из других полезных изменений: установили увеличенный до 100 литров топливный бак и стальные дисковые колеса с креплением на 8 шпилек и шинами размерностью 36х8″.
На ЗИС-15 использовался существенно модернизированный мотор от ЗИС-5. Он сохранил 6-цилиндровую нижневальную конструкцию и прежний объем в 5,56 л, однако благодаря новому распредвалу, более производительным впускным и выпускным каналам, оптимизированной форме камер сгорания и увеличенной до 5,3 степени сжатия его производительность возросла на 12,5% до 82 л.с. Более того, проводились эксперименты по замене чугунных поршней на алюминиевые, в таком случае отдача мотора увеличивалась еще на 8 л.с.
Существенным внешним отличием ЗИС-15 стала новая 3-местная цельнометаллическая кабина с современными округлыми формами. Она имела прочную и более долговечную сварную конструкцию, характерное V-образное ветровое стекло с резиновым уплотнителем, и удобные сиденья с мягкой набивкой.
Помешала война
В целом ЗИС-15 существенно превосходил предшественника. Его грузоподъемность составляла 5000 кг, максимальная скорость — 60 км/ч, при этом он оказался экономичнее, комфортабельнее и надежнее ЗИС-5. Кроме того, новый автомобиль должен был стать основой для целого семейства грузовиков и автобусов. Однако в планы вмешалась война, в 1941 году завод переключился на военную продукцию, а все построенные испытательные образцы были эвакуированы в Ульяновск на завод УльЗИС и в Новосибирск на предприятие НАЗ. Однако наработки по машине не пропали даром. После войны они были использованы при создании знаменитого ЗИС-150. Впрочем, это уже совсем другая история.