Aston Martin International: история становления Астон-Мартин

Aston Martin International: история становления Астон-Мартин

20 января 2025 Выкл. Автор autohs.ru

Очень часто в названии автомобильных марок лежат фамилии отцов-основателей. Знаменитую фирму Роллс-Ройс открыли Чарлз Роллс и Генри Ройс, а не менее знаменитую Панар-Левассор — Рене Панар и Эмиль Левассор. Впрочем, были и очень интересные исключения. Так, название легендарной марки Астон-Мартин было образовано от самого обычного английского холма Астон-Хилл, к которому приставили фамилию предпринимателя Лайонела Мартина. Более того, сам мистер Мартин к первому автомобилю Aston Martin International, не имел совершенно никакого отношения, а делами вновь образованной английской фирмы ведал… итальянец Августо Бертелли. Запутались? Давайте разбираться.

Краткая история фирмы Астон-Мартин

Лайонел Мартин
Лайонел Мартин в гоночном автомобиле собственной постройки

В 1914 году молодой инженер Лайонел Мартин за рулем простенького открытого автомобильчика марки Singer одержал победу в кроссовых соревнованиях, ежегодно проводимых с 1904 года на холмах Астон-Хилл, неподалеку от деревушки Астон-Клинтон. К тому времени Мартин уже владел небольшой автомастерской, где он совместно со своим товарищем Робертом Бэмфордом строил спортивные автомобили и участвовал на них в гонках. Несмотря на громкую победу, дела у фирмы шли довольно туго, а с началом Первой мировой фирма Bamford & Martin и вовсе оказалась на грани банкротства. При помощи финансовой поддержки известного мецената и автогонщика графа Луи Зборовского компания смогла дотянуть до середины 1920-х, но в 1925 году ее признали банкротом и все ее имущество выкупил промышленник Джон Бенсон.

Отношения с новым собственником не задались, и вскоре Лайонел Мартин покинул компанию. На его место Бенсон пригласил талантливого инженера Августо Бертелли, ранее работавшего в фирмах Fiat и Lancia. Вскоре к ним присоединился англичанин Джон Ренвик, и все три этих достопочтенных господина приняли новую программу по вызволению вновь приобретенной марки из кризиса.

Первым делом сменили название. Бертелли и Бенсон из маркетинговых соображений решили оставить фамилию Мартина в названии марки и увековечить его победу на Астон-Хилл, образовав тем самым компанию Aston Martin. Кроме того, они придумали новую эмблему в виде знаменитых крыльев, символизирующих скорость, и перевезли всё производственное оборудование подальше из дорогой столицы, на ее окраину в Фэлтхем.

Aston Martin International

Aston Martin International Mk I
За счет червячной главной передачи, кузов International Mk I имел довольно низкую посадку

Первый автомобиль Aston Martin был представлен на автосалоне в Лондоне в 1927 году. Это был спортивный 2-местный открытый автомобиль с облегченным рамным шасси, барабанными тормозами увеличенного диаметра и червячной главной передачей. Центральной особенностью новой машины стал весьма прогрессивный 1,5-литровый 4-цилиндровый мотор с верхнеклапанным газораспределением мощностью 56 л.с. На фоне прошлых моделей, ежегодный тираж которых не превышал и 15 экземпляров, Aston Martin International Mk I приобрел заметный успех — за шесть было изготовлено 150 таких машин.

Впрочем, экономический кризис вновь поставил Астон-Мартин на грань выживания, и в 1932 году, когда к производству был готов International Mk II, фирму выкупил действительно крупный и состоятельный бизнесмен Гордон Сазерленд. Он решил несколько изменить концепцию и взамен спортивно-гоночных автомобилей наладить производство более простых и легких дорожных машин с относительно невысокой стоимостью.

Первый автомобиль Астон-Мартин
Типичный интерьер британского родстера: кожаная отделка сидений, передняя панель из натурального дерева

Обновленный Aston Martin International Mk II представлял собой низкорамный спортивный автомобиль с облегченным и очень приземистым кузовом на 2-4 посадочных места. Он получил весьма скромную внешнюю отделку, миниатюрные дверцы по бокам и небольшие закругленные крылья. Как и предшественник, Mk II имел рессорные подвески с фрикционными амортизаторами и большие барабанные тормоза, но взамен червячной была применена более совершенная гипоидная главная передача. Кроме того, в машине были установлены прежний, но основательно модернизированный мотор (60-70 л.с.) с новой высокопроизводительной системой смазки и сработанная с ним в едином блоке 4-ступенчатая механическая коробка передач.

По британской традиции тех лет, родстер Aston Martin International имел крайне своеобразную внутреннюю отделку с минимальным количеством приборов. При этом рулевое колесо было выполнено из ценных пород дерева, передняя панель имела лакированную или матовую фанеровку, а глубокие профилированные сиденья получили обивку из натуральной кожи.

Aston Martin International Mk II
В дорожном исполнении Mk II развивал 135 км/ч

В 1932 году гоночные Aston Martin International второго поколения, оснащенные форсированным 80-сильным мотором, одержали свою первую крупную победу: завоевали первое и второе место в гонках Ле-Ман. Более того, на следующий год им удалось повторить свое достижение и еще больше прославить марку Астон-Мартин. В 1934 году на производство поступила модель третьего поколения. В ее активе появилось усиленное шасси в двух вариантах колесной базы и форсированный мотор на 85 л.с.

Гордон Сазерленд выбрал довольно грамотную маркетинговую стратегию. Все новые Астон-Мартины продавались по вполне конкурентоспособной цене 600–700 фунтов, и скрепленная спортивными победами репутация марки пошла в гору. Всего с 1932-го по 1939 год фирма выпустила около 700 автомобилей, а в военное время переключилась на производство авиадеталей. После окончания Второй мировой фирма вновь сменила владельца и перешла под контроль Дэвида Брауна, после чего в ее истории началась прекрасная эпоха автомобилей серии DB. Впрочем, об этом мы уже рассказывали.