АЗЛК-2142: история перспективного седана «Москвич»
10 февраля 2023Принятый на производство в 1986 году Москвич-2141 стал для завода АЗЛК новой, полностью оригинальной конструкцией. Он получил переднеприводную компоновку с продольным расположением двигателя и комфортабельный кузов типа пятидверный хэтчбек. В семействе переднеприводных Москвичей седан изначально не закладывался, однако к моменту начала производства АЗЛК-2141, потребность в такой машине стала отчетливо просматриваться. Вскоре специалисты Московского автозавода приступили к проектированию седана АЗЛК-2142.
АЗЛК-2142
Вряд ли для кого-то станет секретом, что при разработке 41-го Москвича советские инженеры широко опирались на международный опыт. В частности общую компоновку и конструкцию ходовой части подсмотрели у Ауди 100, а кузов спроектировали с оглядкой на Simca-Chrysler 1308 («Автомобиль 1976 года»). Обвинять отечественных конструкторов в плагиате не стоит, к тому времени они уже разработали свою полностью самобытную модель Москвич С-3, тем не менее высокое руководство в декларативном порядке настояло на использовании в качестве референсов зарубежные модели.
Как бы то ни было базовый хэтчбек АЗЛК-2141 получился довольно удачным. Он получил 5-дверный кузов с привлекательным современным дизайном. От исходной французской Симки советский Москвич отличался довольно значительно. От нее остались только профили стекол и ряд элементов конструкции крыши. АЗЛК-2141 мог похвастать большой площадью остекления, крупными блок фарами, интегральными пластиковыми бамперами и задними фонарями со встроенными «противотуманками». В просторном салоне водителя ожидали удобные сиденья с решетчатыми подголовниками, современная пластиковая передняя панель, комбинация приборов с тахометром и удобный блок управления климатической установкой. В типаже советских легковых автомашин Москвич-2141 занимал промежуточное положение между автомобилями Волжского автозавода и элитарной Волгой.
Решение разработать в дополнение к хэтчбеку еще и седан окончательно оформилось в середине 80-х, когда главный конструктор А.Е. Сорокин представил перспективный типаж моделей АЗЛК. Для работы над новым автомобилем были сформированы две независимые художественные группы, которые в 1985 году представили несколько вариантов оформления хвостовой части будущего седана. Победил проект М.А. Елбаева. Его особенностью стала оригинальная корма с узкими вертикальными фонарями и сплошной до бампера крышкой багажника. В дополнение к экстерьеру спроектировали новый салон с электронной панелью приборов и бортовым компьютером(!).
Первый опытный образец седана получивший обозначение АЗЛК-2142 был собран в 1986 году. Помимо формы кузова от базового хэтчбека автомобиль отличался новым капотом, вклеенным лобовым стеклом и салоном с улучшенной отделкой. Как и 41-й Москвич, автомобиль должен был получить новые двигатели: 95-сильный бензиновый АЗЛК-21414 и дизельный АЗЛК-21423 мощностью 65 л.с. Кроме того готовилась и полноприводная версия на основе агрегатов АЗЛК-21416. В общем перспективы были весьма многообещающие, но пока новое моторное производство Московского автозавода было еще не готово, опытные АЗЛК-2142 проходили испытания с двигателем ВАЗ-2106-70 мощностью 76 л.с.
Мелкосерийное производство
К началу 90-х седан АЗЛК-2142 был готов к серийному производству. Однако в стране и на заводе уже шли деструктивные экономические преобразования, в результате чего процесс постановки на конвейер изрядно затянулся. Только в 1997 году Москвич под индексом 2142 отправился на производство. Однако к тому времени это был уже совсем не тот автомобиль, что задумывался изначально. Новые управленцы пришедшие на завод в 1997-м, вместо стандартного седана решили выпускать его улучшенную версию под пафосным названием «Князь Владимир». Автомобиль получил удлиненную на 200 мм (2580 мм) колесную базу, усиленный кузов, импортную переднюю светотехнику, вклеенное лобовое стекло и обновленную облицовку радиатора. Взамен перспективных моторов АЗЛК производство которых так и не наладили, устанавливали 2-литровый французский двигатель Renault F3R мощностью 114 л.с. или отечественный УЗАМ-3317 на 86 сил.
В техническом отношении больше никаких нововведений не последовало — ни тебе электронной приборной панели, ни современного бортового компьютера с голосовым оповещением. Зато комфортных опций значительно прибавилось. На заказ можно было установить кондиционер, полный электропакет или гидроусилитель руля — разумеется зарубежного производства. Импортное оборудование, между тем, серьезно увеличивало стоимость машины. В 2000 году за полностью укомплектованный Москвич — Князь Владимир просили 390 тысяч рублей! К примеру Волга ГАЗ-3102 в то время стоила почти в два раза дешевле — 206 тысяч рублей.
Как следствие в коммерческом плане первый переднеприводный седан Москвич полностью провалился, впрочем, как и другие «исторические» модели АЗЛК. В 2001 году после закрытия завода Москвич, выпуск седана был завершен.
Дёшево вышло ….