Benz Patent-Motorwagen: первый в мире автомобиль
29 декабря 2024Официальной датой появления первого автомобиля считается 29 января 1886 года, когда немецкий промышленник Карл Бенц подал заявку в немецкое патентное бюро на придуманный им «моторный экипаж». Конечно, попытки создать автомобиль предпринимались и ранее, но именно Бенц одним из первых в мире сумел создать работоспособную и довольно надежную конструкцию с двигателем внутреннего сгорания (ДВС). Своим изобретением Бенц вписал свое имя в историю и поспособствовал созданию величайшей автомобильной марки Мерседес-Бенц.
Первый в мире автомобиль
К работе над ДВС Карл Бенц приступил еще в 1871 году. Вскоре он открыл небольшую фабрику, где сутками напролет корпел над единственной задачей — создать легкое самодвижущееся бензиновое транспортное средство. Осенью 1885 года он изготовил трехколесный экипаж на огромных оспицованных колесах велосипедного типа. В его основании находилась рама, сваренная из стальных труб, а на ее заднем конце был установлен 4-тактный бензомотор с электрическим зажиганием от батареи. При рабочем объеме 954 см3 двигатель выдавал всего 0,7 л.с. Его единственный цилиндр располагался горизонтально, прямо над задней осью и приводил ее колеса через одну ременную и две цепные передачи. Под двигателем горизонтально было смонтировано большое колесо — маховик. Соединенный с коленчатым валом, он служил для обеспечения равномерной работы и запуска двигателя. В качестве сцепления использовался шкив ременной передачи с механизмом свободного хода, который менял натяжение приводного ремня.
Избегая сложностей, Карл Бенц не стал конструировать ни коробки передач, ни передней подвески единственного колеса. Оно поворачивалось при помощи рычага с зубцами и рулевого вала с шестерней. Задние колеса крепились на эллиптических рессорах, а роль тормоза выполнял ленточный механизм, который воздействовал на шкив ременной передачи.
Создание «мобиля» Бенц держал в строгом секрете, а испытания проводил ночью, недалеко от своей фабрики. Лишь после 26 января 1886 года, с получением патента за номером 37435 на «Экипаж с приводом от газового мотора», изобретатель обнародовал свою техническую новинку, вызвав у обывателей… лишь негодование. Реакция на Benz Patent-Motorwagen оказалась резко отрицательной. Люди посчитали первый в мире автомобиль совершенно бесполезной и даже вредной диковинкой. После первых показательных заездов Бенца немецкие газеты злословили и недоумевали, кого заинтересует такое дорогое, шумное и прожорливое изобретение, если в природе существует лошадь. Впрочем, довольно скоро «моторный экипаж» нашел свою дорогу в жизнь.
Benz Patent-Motorwagen
В марте того же года Бенц оформил патент во Франции. Там же в 1887-м Эмиль Роже наладил выпуск трехколесных колясок Бенца, а затем фирма Panhard & Levassor приобрела лицензию на одноцилиндровый мотор Benz Motorwagen. Однако самой большой рекламой для первого автомобиля послужил своеобразный автопробег, устроенный супругой Бенца, Бертой Бенц, в 1888 году. Она с двумя детьми совершила поездку из Мангейма в Пфорцхайм и обратно, преодолев 190 км. В те времена считалось, что «механические повозки» неспособны проезжать столь значительные расстояния, и пробег фрау Бенц, ставший сенсацией, позволил взглянуть на автомобили совершенно по-новому.
Трехколесный автомобиль Бенца выпускался с незначительными модификациями вплоть до 1890 года. Всего было изготовлено около 18 экземпляров, один из которых сохранился до наших дней. За «трехколеской» Бенца последовал более совершенный и привычный нам 4-колесный автомобиль Бенц Виктория, а уже в новом веке фирма Benz, объединившись с компанией Daimler, превратилась в Mercedes-Benz — наиболее успешного и уважаемого в мире автопроизводителя, который существует до сих пор.