Citroen DS-19: «Богиня» автомобильного мира

Citroen DS-19: «Богиня» автомобильного мира

19 марта 2023 Выкл. Автор autohs.ru

Когда в 1955 году французская фирма Citroen на Парижском автосалоне представила свою новую модель DS — это событие произвело эффект разоравшейся бомбы (уже простите за клише, но это действительно так). Уже в первый час работы салона, французы получили 750 предзаказов, к концу дня эта цифра достигала 12 тысяч, а по завершении недели собрали 80 тысяч предзаказов! Такого фурора автомобильный мир еще не знал…

Citroen DS-19

Citroen DS-19
Citroen DS-19

История Citroen DS началась еще до начала войны. В 1937 году новый руководитель компании Пьер-Жюль Буланже запустил новую амбициозную программу VGD по созданию крупноразмерного массового автомобиля. Он должен был прийти на смену Citroen Traction Avant, и превзойти его во всех отношениях. В годы немецкой оккупации проектирование автомобиля велось подпольно, и только к 1945 году конструкция будущего Citroen DS оформилась окончательно. Спустя два года по дорогам Франции заколесили первые прототипы Citroen VGD, а серийное производство удалось наладить только в 1956 году.

Столь долгий срок разработки объяснялся не только военными действиями, но и невероятно сложной конструкцией. Серийный Citroen DS-19 представлял собой переднеприводный автомобиль с несущим кузовом и уникальной комплексной гидравлической системой. Кроме того DS-19 впервые во французской практике получил дисковые передние тормоза. Но главной технической особенностью машины стала первая в мире независимая подвеска на продольных рычагах и гидропневматических элементах.

Гидропневматическая подвеска Citroen DS

Гидропневматическая подвеска Citroen DS
На то время, в техническом отношении, сложнее DS-19 автомобиля не существовало

Сверхсовременная на тот момент подвеска состояла из трубок высокого давления, четырех гидроцилиндров (по одному на каждое колесо) со знаменитыми «азотными сферами», накопительного ресивера и гидронасоса способного создавать давление в 180 Атм. Она оснащалась автоматической системой регулировки жесткости и дорожного просвета, что придавало машине небывалый комфорт. При езде по плохим дорогам такая подвеска позволяла приподнять шасси и защитить его от повреждений. Дорожный просвет при этом можно было варьировать в пределах от 90 до 280 мм. Огромные возможности столь прогрессивной конструкции продемонстрировал гонщик Бьорн Вальдегорд, который на трех колесах финишировал на одном из этапов ралли Шамони.

Citroen DS-19 Suspension
Поднять машину до 280 мм или положить ее на «брюхо» с дорожным просветом 90 мм? С активной гидропневматической подвеской — запросто!

Помимо гидропневмодвески, комплексная гидросистема высокого давления питала усилитель руля, усилитель тормозов и привод сцепления. Проще говоря гидравлика помогала крутить руль, тормозить и автоматически выжимала сцепление! Удивительно, но несмотря всю сложность системы работала она вполне надежно. Правда обслуживать машину приходилась в специализированных технических станциях, так как изначально всю необходимую документацию по гидросистеме фирма Ситроен держала в секрете.

Deesse — значит Богиня

Эскизы Citroen DS выполненные Фламинио Бертони
Эскизы будущего DS от Фламинио Бертони, 1950 год

Не меньше техники, привлекал внешний вид. Футуристичный дизайн Citroen DS-19 за авторством Фламинио Бертони никого не мог оставить равнодушным. Автомобиль выделялся острым и длинным «носом», высокой крышей с тонкими стойками, коротким пологим задком и задними колесами, скрытыми под облицовкой кузова. Как писала пресса тех лет, Citroen DS сочетал в себе американский стиль детройтского барокко, темперамент итальянских спорткаров и французский шарм. Новый DS-19 резко выделялся на фоне безликих конкурентов и надолго утвердил имидж компании Ситроен, как одного из самых прогрессивных автопроизводителей в мире. За необычайную красоту и эстетику, машина получила прозвище «Deesse», что в переводе означало «Богиня».

Основанием несущего кузова выступило цельнометаллическое днище с мощным подрамником. К нему крепились дверные стойки и оконные рамы. Крыша при этом выполнялась из стеклопластика, наружные кузовные панели из алюминия.

Ситроен ДС-19

На фоне всех высокотехнологичных особенностей применение переднего привода и полностью синхронизированной 4-ступенчатой коробки передач, уже не являлось чем то экстраординарным. Единственным бледным пятном выглядел двигатель. Это был довольно маломощный 4-цилиндровый агрегат объемом 1,9 л отдачей в 75 л.с., позаимствованный у предшественника Traction Avant. Между тем специально под Citroen DS-19 проектировался оппозитный 6-цилиндровый двигатель, но из-за нехватки времени и средств, довести его до серийного производства так и не смогли.

Автомобиль вошедший в историю

Citroen DS 21
Citroën DS 21

С самого начала Citroen DS-19 получил признание по всему миру. Автомобиль стал любимчиком автомобильной прессы и завоевал множество престижных наград. Правда, сложные технические решения отразились на стоимости машины, поэтому в 1957 году ситроеновцы выпустили Citroen ID-19 с упрощенной гидросистемой и мотором на 63 силы. Однако на ровне с дешевыми модификациями стали появляться и дорогие версии с эксклюзивными заказными кузовами — в частности отличные кабриолеты (Citroen DS Decapotable) и лимузины (Citroen DS Prestige) собирала фирма Анри Шапрона.

Салон Ситроен ДС
В салоне DS удивлял односпицевым рулем, кнопкой — тормозом и вычурной приборной панелью со множеством приборов

Во время своей долгой конвейерной жизни Citroen DS претерпел немало модернизаций. В 1965 году к модельному ряду присоединился DS-21 с двигателем объемом 2,2 л мощностью 100 л.с. Еще спустя три года на замену модели DS-19 пришел DS-20 с 2-литровом мотором на 90 сил. В 1972-м вышла еще более мощная вариация DS-23 со 130-сильным агрегатом и механической или автоматической коробкой передач. 24 апреля 1975 года состоялся торжественный выпуск последнего автомобиля, им стал Citroen DS-23 Pallas. К тому времени с главного конвейера во Франции сошло 1 330 755 «Богинь», а если считать сборочные производства в Бельгии и Великобритании, то на свет появилось 1 455 746 единиц!

Технические характеристики Citroen DS-19

Тип кузоваседан
Годы выпуска1955-1975
Тип двигателябензиновый, L4
Объем двигателя, см31911
Наименование двигателя (мощность л.с.)DS (75)
Приводпередний
Колесная база, мм3125
Длина, мм4800
Ширина, мм1790
Высота, мм1470
Снаряженная масса, кг1125