
Citroen DS-19: «Богиня» автомобильного мира
19 марта 2023Когда в 1955 году французская фирма Citroen на Парижском автосалоне представила свою новую модель DS, это событие произвело эффект разорвавшейся бомбы (уже простите за клише, но это действительно так). Уже в первый час работы салона французы получили 750 предзаказов, к концу дня эта цифра достигала 12 тысяч, а по завершении недели собрали 80 тысяч предзаказов! Такого фурора автомобильный мир еще не знал…
Citroen DS-19
История Citroen DS началась еще до начала войны. В 1937 году новый руководитель компании Пьер-Жюль Буланже запустил новую амбициозную программу VGD по созданию крупноразмерного массового автомобиля. Он должен был прийти на смену Citroen Traction Avant и превзойти его во всех отношениях. В годы немецкой оккупации проектирование автомобиля велось подпольно, и только к 1945 году конструкция будущего Citroen DS оформилась окончательно. Спустя два года по дорогам Франции заколесили первые прототипы Citroen VGD, а серийное производство удалось наладить только в 1956 году.
Столь долгий срок разработки объяснялся не только военными действиями, но и невероятно сложной конструкцией. Серийный Citroen DS-19 представлял собой переднеприводный автомобиль с несущим кузовом и уникальной комплексной гидравлической системой. Кроме того, DS-19 впервые во французской практике получил дисковые передние тормоза. Но главной технической особенностью машины стала первая в мире независимая подвеска на продольных рычагах и гидропневматических элементах.
Гидропневматическая подвеска Citroen DS
Сверхсовременная на тот момент подвеска состояла из трубок высокого давления, четырех гидроцилиндров (по одному на каждое колесо) со знаменитыми «азотными сферами», накопительного ресивера и гидронасоса, способного создавать давление в 180 Атм. Она оснащалась автоматической системой регулировки жесткости и дорожного просвета, что придавало машине небывалый комфорт. При езде по плохим дорогам такая подвеска позволяла приподнять шасси и защитить его от повреждений. Дорожный просвет при этом можно было варьировать в пределах от 90 до 280 мм. Огромные возможности столь прогрессивной конструкции продемонстрировал гонщик Бьорн Вальдегорд, который на трех колесах финишировал на одном из этапов ралли Шамони.
Помимо гидропневмоподвески, комплексная гидросистема высокого давления питала усилитель руля, усилитель тормозов и привод сцепления. Проще говоря, гидравлика помогала крутить руль, тормозить и автоматически выжимала сцепление! Удивительно, но, несмотря на всю сложность системы, работала она вполне надежно. Правда, обслуживать машину приходилось в специализированных технических станциях, так как изначально всю необходимую документацию по гидросистеме фирма «Ситроен» держала в секрете.
Deesse — значит Богиня
Не меньше техники привлекал внешний вид. Футуристичный дизайн Citroen DS-19 за авторством Фламинио Бертони никого не мог оставить равнодушным. Автомобиль выделялся острым и длинным «носом», высокой крышей с тонкими стойками, коротким пологим задком и задними колесами, скрытыми под облицовкой кузова. Как писала пресса тех лет, Citroen DS сочетал в себе американский стиль детройтского барокко, темперамент итальянских спорткаров и французский шарм. Новый DS-19 резко выделялся на фоне безликих конкурентов и надолго утвердил имидж компании Ситроен как одного из самых прогрессивных автопроизводителей в мире. За необычайную красоту и эстетику машина получила прозвище «Deesse», что в переводе означало «Богиня».
Основанием несущего кузова выступило цельнометаллическое днище с мощным подрамником. К нему крепились дверные стойки и оконные рамы. Крыша при этом выполнялась из стеклопластика, наружные кузовные панели — из алюминия.
На фоне всех высокотехнологичных особенностей применение переднего привода и полностью синхронизированной 4-ступенчатой коробки передач уже не являлось чем-то экстраординарным. Единственным бледным пятном выглядел двигатель. Это был довольно маломощный 4-цилиндровый агрегат объемом 1,9 л отдачей в 75 л.с., позаимствованный у предшественника Traction Avant. Между тем специально под Citroen DS-19 проектировался оппозитный 6-цилиндровый двигатель, но из-за нехватки времени и средств довести его до серийного производства так и не смогли.
Автомобиль вошедший в историю
С самого начала Citroen DS-19 получил признание по всему миру. Автомобиль стал любимчиком автомобильной прессы и завоевал множество престижных наград. Правда, сложные технические решения отразились на стоимости машины, поэтому в 1957 году ситроеновцы выпустили Citroen ID-19 с упрощенной гидросистемой и мотором на 63 силы. Однако наравне с дешевыми модификациями стали появляться и дорогие версии с эксклюзивными заказными кузовами — в частности, отличные кабриолеты (Citroen DS Decapotable) и лимузины (Citroen DS Prestige) собирала фирма Анри Шапрона.
Во время своей долгой конвейерной жизни Citroen DS претерпел немало модернизаций. В 1965 году к модельному ряду присоединился DS-21 с двигателем объемом 2,2 л мощностью 100 л.с. Еще спустя три года на замену модели DS-19 пришел DS-20 с 2-литровым мотором на 90 сил. В 1972-м вышла еще более мощная вариация DS-23 со 130-сильным агрегатом и механической или автоматической коробкой передач. 24 апреля 1975 года состоялся торжественный выпуск последнего автомобиля, им стал Citroen DS-23 Pallas. К тому времени с главного конвейера во Франции сошло 1 330 755 «Богинь», а если считать сборочные производства в Бельгии и Великобритании, то на свет появилось 1 455 746 единиц!
Технические характеристики Citroen DS-19
Тип кузова | седан |
---|---|
Годы выпуска | 1955-1975 |
Тип двигателя | бензиновый, L4 |
Объем двигателя, см3 | 1911 |
Наименование двигателя (мощность л.с.) | DS (75) |
Привод | передний |
Колесная база, мм | 3125 |
Длина, мм | 4800 |
Ширина, мм | 1790 |
Высота, мм | 1470 |
Снаряженная масса, кг | 1125 |