ГАЗ-24-95: полноприводная «Волга» для Л.И. Брежнева

ГАЗ-24-95: полноприводная «Волга» для Л.И. Брежнева

16 марта 2023 Выкл. Автор autohs.ru

ГАЗ-24-95- пожалуй один из самых интересных и необычных советских автомобилей. Он никогда не планировался к серийному производству, а был создан по специальному заказу генсека СССР Л.И. Брежнева. Полноприводная Волга предвосхитила появление комфортабельных легковых машин с колесной формулой 4х4 на долгие десятилетия вперед.

ГАЗ-24-95

ГАЗ-24-95 Волга
ГАЗ-24-95

По правде говоря полноприводные внедорожники с легковыми кузовами советским конструкторам приходилось строить и раньше. Еще до начала войны на ГАЗе был создан первый отечественный полноприводный легковой автомобиль ГАЗ-61. В середине 1950-х эксперименты продолжились, в результате появился ГАЗ-М72 — автомобиль на полноприводном шасси с кузовом Победы ГАЗ-М20. Внедорожник даже выпускался серийно, хоть и в небольших количествах. Все эти автомобили послужили прологом к будущему ГАЗ-24-95, так как строить полноприводную Волгу решили исходя из прежних наработок, но на современной компонентной базе. Ведущим конструктором стал Б.С. Поспелов, а за компоновку отвечал Ф.А. Лепендин имевший опыт создания М-72.

ГАЗ-24-95 Волга Брежнева
Широкопрофильные шины обеспечивали дорожный просвет в 220 мм

После продолжительных обсуждений, трансмиссию спроектировали следующим образом: раздаточную коробку позаимствовали у УАЗ-469, которую для уменьшения шума и вибрации установили отдельно от КПП на равном расстоянии от ведущих мостов. Коробку передач использовали стандартную 4-ступенчатую от ГАЗ-24. В качестве переднего моста задействовали развернутый на 180° волговский задний мост, однако полуоси и поворотные кулаки установили от УАЗа. Кроме того заменили все стандартные дифференциалы на самоблокирующиеся от БРДМ-2. Полученная трансмиссия обеспечивала приемлемый уровень шума и хорошо вписывалась в легковой кузов ГАЗ-24. Впрочем, его также пришлось дополнительно усилить: установить накладки пола и дополнительные поперечины.

Полноприводная Волга на испытаниях
Автомобиль на испытаниях, 1974 год

Подвеску сделали полностью рессорной. Для того чтобы обеспечить достаточный ход переднего моста, пришлось изменить картер двигателя. Кроме того переделали рулевые тяги, удлинили рулевой вал, а в заднюю подвеску внедрили стабилизатор поперечной устойчивости. Чтобы обеспечить высокий дорожный просвет, мосты закрепили под рессорами, а также использовали высокопрофильные 15-дюймовые колеса с шинами от Чайки.

Двигатель использовали штатный 4-цилиндровый карбюраторный ЗМЗ-24Д. При рабочем объеме в 2,5 л он выдавал 98 л.с., этой мощности было достаточно для того, чтобы ГАЗ-24-95 мог разгоняться до 115 км/ч. Не так уж и мало для автомобиля полной массой 1,8 т.

«Волга» Брежнева

Волга Брежнева

В 1973-1974 году построили пять автомобилей ГАЗ-24-95. Один остался на заводе, а остальные отправились в различные государственные учреждения, в том числе и главному заказчику генеральному секретарю Л.И. Брежневу. Достоверно неизвестно как часто генсек эксплуатировал эксклюзивную Волгу и какие у него остались впечатления, но на завод никаких рекламаций и просьб о доработке не приходило.

Отчетов об испытаниях ГАЗ-24-95 не сохранилось, однако известно, что автомобиль имел довольно высокую проходимость — несколько ниже чем у УАЗ-469Б, но намного выше чем у стандартной Волги. До наших дней сохранилось как минимум три экземпляра, один из них находится в московском Музее ретроавтомобилей.

Технические характеристики ГАЗ-24-95

Тип кузоваседан
Годы выпуска1973-1974
Тип двигателябензиновый, L4
Объем двигателя, см32445
Наименование двигателя (мощность л.с.)ЗМЗ-24Д (98)
Приводполный
Колесная база, мм2850
Длина, мм4735
Ширина, мм1820
Высота, мм1870
Снаряженная масса, кг1490