ГАЗ-24-95: полноприводная «Волга» для Л.И. Брежнева
16 марта 2023ГАЗ-24-95- пожалуй один из самых интересных и необычных советских автомобилей. Он никогда не планировался к серийному производству, а был создан по специальному заказу генсека СССР Л.И. Брежнева. Полноприводная Волга предвосхитила появление комфортабельных легковых машин с колесной формулой 4х4 на долгие десятилетия вперед.
ГАЗ-24-95
По правде говоря полноприводные внедорожники с легковыми кузовами советским конструкторам приходилось строить и раньше. Еще до начала войны на ГАЗе был создан первый отечественный полноприводный легковой автомобиль ГАЗ-61. В середине 1950-х эксперименты продолжились, в результате появился ГАЗ-М72 — автомобиль на полноприводном шасси с кузовом Победы ГАЗ-М20. Внедорожник даже выпускался серийно, хоть и в небольших количествах. Все эти автомобили послужили прологом к будущему ГАЗ-24-95, так как строить полноприводную Волгу решили исходя из прежних наработок, но на современной компонентной базе. Ведущим конструктором стал Б.С. Поспелов, а за компоновку отвечал Ф.А. Лепендин имевший опыт создания М-72.
После продолжительных обсуждений, трансмиссию спроектировали следующим образом: раздаточную коробку позаимствовали у УАЗ-469, которую для уменьшения шума и вибрации установили отдельно от КПП на равном расстоянии от ведущих мостов. Коробку передач использовали стандартную 4-ступенчатую от ГАЗ-24. В качестве переднего моста задействовали развернутый на 180° волговский задний мост, однако полуоси и поворотные кулаки установили от УАЗа. Кроме того заменили все стандартные дифференциалы на самоблокирующиеся от БРДМ-2. Полученная трансмиссия обеспечивала приемлемый уровень шума и хорошо вписывалась в легковой кузов ГАЗ-24. Впрочем, его также пришлось дополнительно усилить: установить накладки пола и дополнительные поперечины.
Подвеску сделали полностью рессорной. Для того чтобы обеспечить достаточный ход переднего моста, пришлось изменить картер двигателя. Кроме того переделали рулевые тяги, удлинили рулевой вал, а в заднюю подвеску внедрили стабилизатор поперечной устойчивости. Чтобы обеспечить высокий дорожный просвет, мосты закрепили под рессорами, а также использовали высокопрофильные 15-дюймовые колеса с шинами от Чайки.
Двигатель использовали штатный 4-цилиндровый карбюраторный ЗМЗ-24Д. При рабочем объеме в 2,5 л он выдавал 98 л.с., этой мощности было достаточно для того, чтобы ГАЗ-24-95 мог разгоняться до 115 км/ч. Не так уж и мало для автомобиля полной массой 1,8 т.
«Волга» Брежнева
В 1973-1974 году построили пять автомобилей ГАЗ-24-95. Один остался на заводе, а остальные отправились в различные государственные учреждения, в том числе и главному заказчику генеральному секретарю Л.И. Брежневу. Достоверно неизвестно как часто генсек эксплуатировал эксклюзивную Волгу и какие у него остались впечатления, но на завод никаких рекламаций и просьб о доработке не приходило.
Отчетов об испытаниях ГАЗ-24-95 не сохранилось, однако известно, что автомобиль имел довольно высокую проходимость — несколько ниже чем у УАЗ-469Б, но намного выше чем у стандартной Волги. До наших дней сохранилось как минимум три экземпляра, один из них находится в московском Музее ретроавтомобилей.
Технические характеристики ГАЗ-24-95
Тип кузова | седан |
---|---|
Годы выпуска | 1973-1974 |
Тип двигателя | бензиновый, L4 |
Объем двигателя, см3 | 2445 |
Наименование двигателя (мощность л.с.) | ЗМЗ-24Д (98) |
Привод | полный |
Колесная база, мм | 2850 |
Длина, мм | 4735 |
Ширина, мм | 1820 |
Высота, мм | 1870 |
Снаряженная масса, кг | 1490 |