ARO 24: румынский УАЗ, который выпускали 35 лет
14 марта 2023Румынские автомобили ARO были не слишком известны в нашей стране. Между тем эти простые и практичные внедорожники пользовались хорошим спросом не только в Восточной Европе, но и в капиталистических странах. А главная модель ARO 24 так и вовсе выпускалась более трех десятков лет!
ARO 24
Румынский машиностроительный завод IMS (будущий ARO) начал свою производственную деятельность в начале 1950-х. Поначалу на предприятии выпускались мотоциклы и запасные части для советских автомобилей, но в 1957 году стартовал выпуск автомобилей IMS-57. Первый румынский автомобиль представлял собой кустарно переработанную копию ГАЗ-69. В 1964 году, пройдя череду усовершенствований, IMS-57 переродился в IMS M-461 — довольно неплохой внедорожник с 4-цилиндровым 70-сильным двигателем, полностью синхронизированной КПП, модернизированным рулевым управлением и множеством других улучшений. Учитывая низкую стоимость машина сразу же завоевала большую популярность, причем не только в социалистической Румынии, но и за рубежом. IMS M-461 активно экспортировался в Китай, Европу, Африку, Южную Америку и даже США, чем создавал серьезную конкуренцию нашему ГАЗ-69. Тем не менее в румынском правительстве хорошо понимали, что автомобиль, конструкция которого восходит к концу 1940-х, долго таким признанием пользоваться не сможет.
Во второй половине 1960-х румынская компартия инициировала разработку нового семейства внедорожников ARO 24. Впервые автомобиль представили в 1969 году на Выставке достижений народного хозяйства в Бухаресте, а в 1972 году стартовало серийное производство машины. Модельный ряд состоял из пяти автомобилей: ARO 240 — с открытым 2-дверным кузовом, ARO 241 — с открытым 4-дверным кузовом, пикапа ARO-242, закрытого 2-дверного универсала ARO-243 и 4-дверного закрытого ARO-244.
В техническом отношении ARO 24 был довольно неплох. Машину оборудовали модернизированным мотором от IMS M-461, который выдавал уже 80 л.с. Кроме того незначительно переработали коробку передач, но главное румынские конструкторы одними из первых в мире внедрили независимую пружинную переднюю подвеску. В остальном ARO 24 сильно напоминал наш УАЗ-469. То есть имел рамное основание, подключаемый передний привод, рессорную заднюю подвеску, барабанные тормоза всех колес и рулевое управление типа «червяк-ролик».
Зато внешне советская и румынская машины отличались кардинально. В отличие от округлого УАЗика, АРО 24 получил кузов с нарочито грубым, рубленым дизайном. Оказалось, что с ним румыны попали в точку, так как вскоре прямолинейный стиль вошел в моду и был актуален вплоть до конца 80-х.
Так как АРО 24 строился с прицелом на экспорт, внедорожник неплохо «упаковали». Автомобиль комплектовался цельным ветровым стеклом, полностью опускаемыми передними боковыми стеклами, прямоугольными фарами от Dacia 1300 и пластиковой приборной панелью. Кроме того с 1974 года по заказу начали устанавливать британский дизельный двигатель Perkins мощностью 69 л.с. Вообще в разные годы под капотом 24-ки побывало множество различных импортных дизелей от французского Пежо, до японской Тойоты.
35 лет на производстве
Рынок машину встретил очень тепло. Если в Румынии в ходу были в основном упрощенные военные и фермерские модификации ARO 240 и ARO 242, то за рубеж уходили закрытые ARO-243 и 244. В ФРГ цены на машины стартовали от 10 500 немецких марок (3600 долларов или 20 500 долларов по современному курсу). За эти деньги покупатель получал полноприводный внедорожник грузоподъемностью 700 кг с просторным салоном и довольно мощным (для машин такого класса) 80-сильным двигателем. Гарантия на автомобиль составляла 6 месяцев или 15 000 пробега, причем сразу с завода машину можно было заказать с набором самых востребованных запчастей.
По своим внедорожным свойствам ARO 24 был на уровне нашего УАЗа, то есть сильно выше многих западноевропейских аналогов. Кроме того за счет независимой передней подвески, автомобиль отличался хорошей управляемостью и высокой плавностью хода. Все это не преминуло сказаться на спросе: ежегодно за границу Румыния отгружала по 10 тысяч автомобилей, что давало стране столь дефицитную валюту.
Впрочем, конструкторы не почивали на лаврах, а регулярно улучшали свою машину. В 1977 году слегка обновили внешний вид — взамен прямоугольных фар установили круглые. Спустя пять лет переднюю маску полностью заменили на пластиковую, установили новую травмобезопасную переднюю панель и широкие 15″ колеса. После падения социалистического правительства внедорожники поступили в свободную продажу, что подстегнуло внутренний спрос. Впрочем, ненадолго. К тому времени сильно просело качество автомобилей, а удерживать низкую цену в новых экономических реалиях уже не получалось. Рестайлинг 1998 года и появление собственного турбодизеля (88 л.с.) ненадолго улучшило ситуацию. В 2004 году ARO 24 неожиданно попал в нашу страну, но не в виде готового автомобиля, а в виде шасси для новенького внедорожника Derways Cowboy, сборку которого организовали предприниматели из Карачаево-Черкесии.
Низкое качество и устаревшая конструкция предопредели дальнейшую судьбу машины. В 2006 году ARO 24 сняли с производства, в том же году прекратил свое существование автозавод ARO (Automobil Romanesc). Всего было выпущено около 380 тысяч автомобилей.