Edsel: самый громкий провал американского автопрома
16 октября 2024Автомобильная марка Edsel сейчас воспринимается как символ грандиозного провала — эдакой эталонной маркетинговой ошибкой, которую принято изучать в экономических школах. Между тем в техническом отношении это были весьма интересные автомобили, а их своеобразный дизайн никого не оставлял равнодушным.
Краткая история марки Edsel
В середине 1950-х автомобильная промышленность США находилась на подъеме. В стране ежегодно выпускалось 9 млн автомобилей, 1,4 млн из которых носили эмблему Ford. Кроме того, в огромной автомобильной империи Форда состояли: средняя марка Mercury, люксовая Lincoln и ультрароскошная серия Continental. Для сравнения, основной конкурент в лице General Motors имел в своей обойме сразу пять компаний, причем три из них — Pontiac, Oldsmobile и Buick — состояли в среднем ценовом сегменте. Как следствие, для усиления позиций Mercury руководитель концерна Генри Форд II инициировал создание нового бренда, названного в честь своего отца — Эдсела Форда.
Под эгидой новой марки Генри Форд II рассчитывал выпускать достаточно традиционные конструктивно, но при этом оригинальные внешне и неплохо оснащенные автомобили. Общее руководство проектом доверили Ричарду Крафве, а ведущим дизайнером стал малоопытный Рой Браун, пришедший в Ford в 1953 году. Брауну поручили создать серию «совершенно особенных» машин, сочетающих в себе лучшие потребительские качества конкурентов. В своей работе Крафве и Браун консультировались с социологами и маркетинговыми агентствами, а на названия будущих моделей был объявлен общенациональный конкурс с солидным денежным вознаграждением. В общем, было сделано буквально все, чтобы вызвать у американцев повышенный интерес к будущей марке.
Edsel Citation
В 1955 году стартовала разработка целой серии автомобилей, включавшей в себя сразу семь моделей: четыре седана и три универсала. Работы велись в строжайшем секрете, разработчики отказались даже от практики закрытых фокус-групп (показов будущих автомобилей среди ограниченного круга лиц). Рекламщики постарались на славу, в итоге презентация новой марки, состоявшаяся в сентябре 1957 года, вызвала бурный ажиотаж. Дилерские центры Edsel по всей Америке посетили 1,2 млн заинтересованных покупателей, а телевизионную трансляцию с участием звезд поп-культуры посмотрели 3 млн человек.
Все эти люди увидели довольно оригинальные автомобили, в чертах которых можно было безошибочно распознать продукцию фирмы Форд. Они отличались богатой хромированной отделкой, большим цветовым разнообразием, имели богатый набор оборудования и большое разнообразие техники, но при всем при этом на передках всех без исключения Эдселов «красовалась» крайне странная, вытянутая по вертикали овальная радиаторная решетка. Из-за очевидных ассоциаций она тут же стала поводом для остроумных шуток. В самой безобидной из них ее форму сравнивали с лошадиным хомутом.
Цена автомобилей сильно варьировалась. Самая дорогая версия Edsel Citation стоила около 3700$. За эти деньги покупатель получал среднеразмерный (по американским меркам) автомобиль с классической заднеприводной компоновкой и крупным 8-цилиндровым мотором V-образного типа. В его основе находилось классическое по своей конструкции шасси от автомобиля Mercury: с независимой передней подвеской на двоих поперечных рычагах и задним мостом, подвешенным на полуэллиптических рессорах. В самой богатой комплектации Edsel Citation оборудовался слегка дефорсированным мотором от более престижного Lincoln Continental. Он имел обычный для того времени чугунный блок, единственный распределительный вал в развале цилиндров, клиновидную камеру сгорания и два клапана на цилиндр. При рабочем объеме 6,7 л двигатель развивал вполне внушительные 345 л.с. Отчего Citation, оснащенный не слишком расторопной 3-ступенчатой автоматической коробкой, уверенно развивал 170 км/ч, а до 96 км/ч его разгон длился всего 9,7 сек. Всю эту «махину» осаживали не слишком эффективные барабанные тормоза диаметром 11″.
Если в техническом отношении автомобили Edsel были довольно традиционными, то в салоне владельца ожидали весьма прогрессивные решения. Так, за дополнительную плату автомобиль можно было оснастить высококлассным AM/FM радиоприемником с функцией подстройки. Кроме того, в списке оборудования значились: электроприводы передних сидений, фара-искатель с управлением из салона, компас, тахометр, купольный спидометр, гидроусилитель руля и кнопочный селектор управления АКПП Teletouch.
Полный крах
По комфортабельности топовые модификации Эдсел уже соответствовали более престижным моделям Меркури, в результате многие потенциальные покупатели не могли определиться с позиционированием модели, справедливо полагая, что стоимость новых машин явно завышена. Кроме того, вложив огромные деньги в маркетинг, стратеги фирмы Форд, не удосужились провести реконструкцию конвейерных линий и сборочных процессов, отчего первые партии Эдселов страдали низким качеством сборки.
Все это вкупе с неприятной внешностью и высокой стоимостью, предопределило крах проекта Edsel. Уже в первый год вместо запланированных 200 тыс. машин, было реализовано всего 68 тыс. автомобилей. Ричард Крафве своевременно отреагировал на провал: сократил модельную гамму, переоформил передок и избавился от ненавистного всеми «решетки-хомута», а также ввел в серию более дешевые модификации на основе двигателей V6 мощностью 145-200 л.с. Но марку было уже не спасти. В итоге, пропетляв еще год, в 1960-м фирму признали нежизнеспособной и ликвидировали, зафиксировав убытки в 350 млн долларов (3,7 млрд по современному курсу).