Honda Civic 1972-1979: легенда японского автопрома
19 октября 2024Фирма Хонда была образована позднее других японских марок — в 1948 году, а первый автомобиль носивший эмблему в виде большой буквы H, так и вовсе появился лишь в 1963-м. Поначалу молодую компанию не воспринимали всерьез, но в 1972 году после появления небольшой, но весьма совершенной модели Honda Civic, стало понятно, что на мировом автомобильном небосклоне, зажглась новая звезда.
Хонда — на пути к величию
Успех фирмы Honda непосредственно связан с ее основателем — невероятно трудолюбивым и несгибаемым инженером Соитиро Хонда. Свою автомобильную деятельность он начал в 1923 году с простого механика в небольшой токийской автомастерской. Вскоре он основал собственную компанию Tokai Seiki по производству автомобильных запасных частей к импортным и японским автомобилям. В годы Второй мировой фирма перешла под контроль государства и переориентирована на изготовление воздушных пропеллеров для истребителей серии Ki.
Окончание войны Хонда встретил на обломках своего завода, разрушенного американскими бомбардировками. Распродав немногочисленное уцелевшее имущество, Соитиро основал новую компанию Honda Motor Co., где занялся производством простых и крайне дешевых мопедов Honda Dream. «Мечта» пришлась по вкусу не только японцам, но и американцам — в 1959 году, первая среди всех японских мотоциклетных компаний, Honda вышла на американский рынок.
В 1963 году в ассортименте марки появился первый автомобиль — небольшой грузовичок Т360, оборудованный 4-цилиндровым 30-сильным моторчиком объемом 356 см3. Вскоре на его основе были построены различные микролитражки, самой известной из которых стала спортивная модель Honda S500.
Honda Civic первого поколения
Несмотря на довольно удачную конструкцию и невысокую стоимость, легкая и достаточно тесная модель N360 (в экспортном варианте N600) за рубежом успеха не получила, и вскоре Соитиро Хонда распорядился о создании более крупной и серьезной машины.
Honda Civic первого поколения поступил на производство в июле 1972 года. Это был небольшой автомобиль с несущим кузовом и передним расположением двигателя. В его основании лежало весьма совершенное переднеприводное шасси со всеми независимыми подвесками: спереди располагались амортизаторные стойки МакФерсон, а задние колеса были подвешены на поперечных рычагах и продольных направляющих тягах. Интересно, что Соитиро Хонда изначально был против применения дорогостоящей независимой задней подвески, однако инженерам удалось убедить руководителя внести толику спортивности в свой компактный хетчбэк, предвосхитив дальнейший вектор развития серии Civic.
Под капотом автомобиля поперечно располагался новый 4-цилиндровый карбюраторный двигатель водяного охлаждения. При рабочем объеме 1,2 л он развивал вполне внушительные по меркам своего класса 50 л.с. Двигатель работал в паре с 4-ступенчатой механической коробкой передач, но опционально можно было установить фирменную 2-ступенчатую АКПП Hondamatic. Благодаря высокой весовой культуре (снаряженная масса 625 кг), достаточно мощному мотору и отлично настроенному шасси, первый Civic получил репутацию весьма азартного автомобиля. До 100 км/ч он разгонялся всего за 12,5 сек., а его максимальная скорость составляла 148 км/ч. Но в основном успеху поспособствовала высокая экономичность машины. В среднем Honda Civic потреблял 5,5-5,9 л на 100 км. После нефтяного кризиса начала 1970-х, когда цены на бензин выросли практически во всем мире, эти показатели оказались весьма актуальны.
Еще сильнее позиции Хонды укрепились после появления в 1975 году модернизированного мотора с форкамерно-факельной системой зажигания CVCC (аналогичная система, десятилетие спустя, была применена в отечественной Волге ГАЗ-3102). Выхлоп этого форкамерного двигателя оказался настолько чистым, что в отличие от других автомобилей тех лет, Сивику не требовался каталитический нейтрализатор, а следовательно машину можно было заправлять как современным неэтилированным, так и более токсичным этилированным бензином. В том же 1975 году в дополнение к базовой версии в продажу поступила спортивная модификация RSL с форкамерным двигателем мощностью 75 л.с. В такой спецификации Honda Civic RSL вполне успешно развивал 160 км/ч, а упражнение 0-100 выполнял всего за 12 сек.
Новое качество японского автомобиля
В короткое время Honda Civic завоевал огромную популярность, причем не только у себя на родине, но и за рубежом. В США этот автомобиль стал олицетворением нового стандарта японского автомобиля. Очень надежный, экономичный и невероятно дешевый (базовая стоимость 2500$), при этом он имел достаточно высокий уровень оснащения: оборудовался кондиционером, радиоприемником и регулируемой рулевой колонкой.
Пожалуй, единственным крупным недостатком Honda Civic первого поколения была низкая коррозионная стойкость кузова. Первые очаги ржавчины возникали уже через три года после покупки, а согласно статистике американского агентства NHTSA, из 1 млн 186 тыс. выпущенных Сивиков 937 тыс. подверглись гарантийному ремонту элементов подвески и деталей кузова. Тем не менее успех машины был очевиден. Маленький японский автомобильчик заставил поволноваться такие крупные концерны, как Ford и GM, ведь их варианты городских компактов в виде Ford Pinto и Chevrolet Vega с треском провалились.
Благодаря серии Civic, постепенно фирма Хонда превратилась из небольшого японского автопроизводителя в крупную, всемирно известную компанию, выпускающую достаточно неординарные, своеобразные, но оттого даже более привлекательные автомобили. В 1979 году на смену первому Сивику пришла модель второго поколения, а сейчас на производстве находится машина одиннадцатой генерации. Всего за это время в мире было продано 19,5 млн автомобилей Honda Civic.