Plymouth Duster: первый народный «маслкар»
23 октября 2024В иерархии брендов американского концерна Chrysler марка Plymouth находилась на самом дне и была ориентирована на производство простых и дешевых автомобилей массового сегмента. В начале 1970-х, с началом золотой эпохи «маслкаров», именно Плимут смог освоить выпуск достаточно дешевых, но довольно мощных автомобилей Plymouth Duster, которые мгновенно завоевали популярность среди необеспеченной публики.
Plymouth Duster
Первую попытку создать общедоступный спорткар фирма Plymouth предприняла в 1964 году. Тогда она представила небольшой 2-дверный фастбэк Plymouth Barracuda, основанный на шасси массового семейного седана Valiant. Автомобиль позиционировался как недорогой персональный автомобиль для всех возрастов и имел слишком пресный и невнятный дизайн. В общем, битву за покупателя Barracuda первого поколения проиграла вчистую, и за первый год компании Плимут удалось реализовать всего 23,5 тыс. машин. Для сравнения, ультрамодный Ford Mustang завершил год с результатом в 126,5 тыс. проданных экземпляров.
В 1967 году автомобиль претерпел рестайлинг, а в 1970-м переехал на совершенно новую, более крупную платформу и заметно прибавил в цене. Как следствие, в руководстве Крайслера задумались над созданием нового компактного «маслкара», причем для удешевления производства в качестве основы выбрали все тот же Plymouth Valiant. Впрочем, при создании новой машины учли все ошибки предшественника и придали ей подходящую агрессивную форму с ниспадающей крышей, объемными задними крыльями и хромированной фальшрадиаторной решеткой. Очередного представителя спортивного лоу-кост сегмента назвали Plymouth Duster, после чего в конце 1969 года началось его серийное.
В техническом отношении Duster являл собой классический американский заднеприводный автомобиль. Его ходовая часть была представлена независимой передней подвеской на двойных поперечных рычагах и торсионах в качестве упругих элементов, а сзади на полуэллиптических листовых рессорах был смонтирован ведущий мост. Спереди находились вентилируемые дисковые тормоза диаметром 10,5″, сзади — 9-дюймовые барабанные. Рулевое управление типа винт-шариковая гайка опционально можно было дополнить гидравлическим усилителем, а взамен стандартного установить дифференциал повышенного трения Sure Grip.
Автомобиль оснащался двумя типами 6-цилиндровых и тремя типами 8-цилиндровых моторов. Самый мощный из них был привилегией топовой версии Plymouth Duster 340 и при рабочем объеме 5 л выдавал 275 л.с. Он имел короткоходную конструкцию, широкофазный распределительный вал и аномально высокую для американских двигателей тех лет степень сжатия 10,5:1. Мотор работал в связке с 4-ступенчатой «механикой» или опциональным 3-ступенчатым «автоматом» TorqueFlite.
Удивительно, но несмотря на свой статус «маслкара для бедных», разгонялся миниатюрный Plymouth Duster по-взрослому: скорость в 96 км/ч он достигал за 6 сек., а его ускорение прекращалось на отметке в 190 км/ч. По своим скоростным показателям Дастер превосходил родственную Барракуду и соответствовал более дорогим конкурентам типа Mercury Cyclone, Ford Torino или Ford Mustang Boss 302. При этом стоимость 340-го составляла всего 2547 долларов! Столь дешевый и скоростной «маслкар» мгновенно перевернул рынок, и уже в 1970 году Plymouth Duster стал лидером своего сегмента. Его производственный тираж составил 217 тыс. экземпляров, на 20 тыс. больше заклятого конкурента в лице Ford Mustang.
Конец Plymouth Duster наступил одновременно с другими «маслкарами», после введения драконовских нормативов по нормам выбросов и расходу топлива. В 1974 году модель 340 покинула производственную программу, и ей на смену пришла версия Plymouth Duster 360, оборудованная двигателем объемом 5,9 л мощностью 245 л.с. 1976 год стал последним в истории автомобиля. К тому времени успели выпустить 1 млн 205 тыс. Дастеров, среди которых 74,5 тыс. пришлось на долю скоростных модификаций 340 и 360.