Советские автомобили-амфибии
25 октября 2024Мало кому известно, что по некоторым видам автотехники Советский Союз занимал лидирующие позиции в мире, а по части позиций и вовсе возглавлял мировой прогресс. При этом лидерство обеспечивали не простые массовые армейские грузовики, а секретные разработки специализированных машин: ракетных шасси, тяжелых колесных тягачей, сверхпроходимых вездеходов и автомобилей-амфибий. О последних сегодня и поговорим.
НАМИ-032М
Техническое задание на разработку малолитражных автомобилей — транспортеров переднего края (ТПК) было сформировано в середине 1950-х. Профильным научным и производственным предприятиям, предлагалось создать легкий, малогабаритный, полноприводный автомобиль, приспособленный для перевозки грузов и личного состава непосредственно к линии боевого соприкосновения. Среди прочих требований, все ТПК должны были иметь герметичный водоизмещающий корпус и способны преодолевать неглубокие внутренние водоемы.
Довольно продолжительные исследовательские и экспериментальные работы вылились в 1958 году в постройку НАМИ-032М — транспортера с низким цельнометаллическим кузовом, 2-цилиндровым мотоциклетным мотором на 21 л.с., полноприводной трансмиссией с колесными редукторами и независимой торсионной подвеской. При снаряженной массе 650 кг, он имел грузоподъемность в 500 кг. На шасси ТПК развивал 50 км/ч, а на воде с помощью гребного эффекта создаваемого колесами — 3 км/ч. В ходе дальнейшей разработки первый советский ТПК получил более совершенную агрегатную базу от автомобилей ЗАЗ и в 1975 году поступил на производство под обозначением ЛуАЗ-967.
ВАЗ-2122 Река
Одновременно с разработкой Нивы ВАЗ-2121 под шифром «Река» на Волжском автозаводе шла разработка секретного плавающего внедорожника ВАЗ-2122. Автомобиль, занявший промежуточное положение между ЛуАЗом и УАЗом, получил герметичный цельнометаллический кузов и компоненты будущей Нивы. Наиболее сложным при создании новой амфибии было обеспечить надежную герметизацию всех приводов, узлов подвески и карданных валов. В местах их выхода из кузова конструкторы установили специальные резиново-брезентовые манжеты, а для откачивания просочившейся забортной воды предусмотрели насос от БТР. Гребные винты были не предусмотрены в принципе, движение на воде осуществлялось вращением колес, а для усиления гребного эффекта были установлены оригинальные колеса размерностью 8,0-16.
В целом по своим ходовым свойствам ВАЗ-2122 больше соответствовал стандартной Ниве: автомобиль уверенно разгонялся до 110 км/ч, неплохо тормозил, а в салоне экипаж ожидали комфортабельные сиденья от ВАЗ-2105. В период с 1976-го по 1984 год на ВАЗе собрали 27 прототипов, но из-за отсутствия финансирования серийного воплощения машина так и не увидела.
УАЗ-3907 Ягуар
Одновременно с проектом «Река» на Ульяновском автозаводе шла разработка еще одного амфибийного внедорожника УАЗ-3907 «Ягуар». Практически по всем компонентам «Ягуар» был унифицирован с серийным УАЗ-469. От него разработчики позаимствовали раму (предварительно удлинив ее с обоих концов), 77-сильный двигатель УМЗ-414 и «военные» мосты на рессорных подвесках. К двигателю пристыковали новую синхронизированную 4-ступенчатую КПП и оригинальную 2-ступенчатую раздаточную коробку с межосевым дифференциалом, в результате чего привод на обе оси стал постоянным. Саму раму интегрировали в цельнометаллический герметичный кузов с высокими бортами и откидным мягким верхом.
В отличие от вазовской машины УАЗ-3907 получил два небольших 4-лопастных гребных винта, установленных в средней части машины перед задним мостом. Специальных рулей не предусматривалось, поворот амфибии осуществлялся «по сухопутном» с помощью передних колес. Все это обеспечило ульяновской «кошке» весьма неплохую ходкость: максимальная скорость на воде составляла 9 км/ч, радиус поворота — 19 м, запас хода на плаву — 300 км. Несмотря на все положительные качества, «Ягуар» повторил судьбу амфибии из Тольятти. Всего было изготовлено 14 опытных образцов.
Урал-4322 Суша
Если серийные советские автомобили-амфибии, в большинстве своем, имели характерный внешний вид, больше напоминающий лодку, нежели автомобиль, то проект «Суша», реализованный в середине 1970-х на заводе УралАЗ, сильно от них отличался. Распознать в Урал-4322П водоплавающий грузовик можно было по высокому цельнометаллическому кузову с единственным откидным задним бортом и двум небольшим гребным винтам в задней части машины. В остальном это был обычный Урал-4322 с характерной угловатой 3-местной кабиной нового образца, 210-сильным дизелем КамАЗ, герметизированной 5-ступенчатой коробкой передач и ведущими мостами от Урал-4320.
Весь 1979 год плавающие варианты семейства «Суша» проходили всесторонние испытания, которые выявили, что на воде Урал-4322П развивает 6 км/ч, а его дальность хода на плаву составляет 600 км. По своим основным параметрам грузовик полностью устроил основного заказчика и был рекомендован к серийному производству, однако с началом перестройки грузовик с литерой П в серию так и не пошел.
Советские автомобили-амфибии
В середине 1970-х у советских военных вновь проснулся интерес к плавающим автомобилям. Помимо представленных выше машин, было реализовано еще несколько весьма интересных проектов, к примеру тяжелые транспортные амфибии серии ПЭУ. Впрочем, об этих великолепных автомобилях впору говорить отдельно.