Datsun 11: первый массовый японский автомобиль
28 октября 2024Всерьез об автомобильной компании Datsun в нашей стране заговорили после появления в 2014 году автомобилей серии mi-Do (on-Do), являвшихся перелицованными версиями отечественной Лады Гранты. Затея успехом, увы, не увенчалась: реализовав всего 150 тыс. машин в 2020 году, старейшая японская марка покинула российский рынок. Между тем фирма Datsun имеет весьма богатую автомобильную историю и именно она стоит у истоков могучего концерна Nissan.
Краткая история фирмы Datsun
Автопромышленность Японии начала развиваться ощутимо позднее, чем в других странах. Первый самоходный паровой автомобиль там был создан в 1904 году, а первый бензиновый в 1907-м. Затем, некоторое количество мелких фирм, построили несколько десятков копий американских или европейских моделей. На фоне этого пестрого разнообразия, выделялась небольшая токийская фирма Kaishinsha Motorcar Works, основанная в 1911 году инженером Масудзиро Хасимото и штучно выпускавшая простенькие малогабаритные автомобили DAT. Их название было образовано от имени трех соучредителей компании: Кенджиро Дена, Рокуро Аоямы и Мейтаро Такеучи. Многие годы марка DAT выпускала довольно простые открытые автомобили, оснащенные 4-цилиндровыми моторами мощностью 10-15 л.с., а в 1926 году она объединилась с фирмой Jitsuyo Jidosha Co, превратившись в DAT Jidosha Seizo Co — крупнейшую японскую автомобилестроительную компанию.
Несмотря на то, что оригинальные ДАТы пользовались довольно устойчивым спросом, компания испытывала значительные финансовые трудности, отчего в начале 1930-х она решила закупить лицензию на знаменитую английскую малолитражку Austin Seven. Эту небольшую машину решили выпускать под брендом Datson (буквально «сын ДАТа» или «ДАТ младший»). В 1932 году DAT приобрел машиностроительный концерн Tobata Casting Co, и марка приобрела свое окончательное название — Datsun (sun в пер. «солнце»), намекающее на место ее происхождения — Страну Восходящего Солнца. Впрочем, на этом все организационные хитросплетения не закончились: спустя два года компания Tobata и компания Nihon Sangyo объединились в крупнейший в стране дзайбацу-конгломерат Nissan.
Datsun 11
Первый серийный автомобиль марки Датсун поступил на производство в 1932 году. По своей конструкции он практически полностью повторял незамысловатый английский Остин. Единственное отличие — Datsun 11 оборудовался оригинальным 4-цилиндровым мотором с боковыми клапанами объемом 495 см3 и мощностью 10 л.с. В остальном та же рамная конструкция, простенькие рессорные подвески (передняя на поперечной рессоре), несинхронизированная 3-ступенчатая коробка передач и механические тормоза на всех колесах.
Поначалу все Датсуны оборудовались открытым 2-дверным 4-местным кузовом типа фаэтон, но уже в 1934 году в производственной программе появились 2-местный родстер и 4-местный седан с закрытым цельнометаллическим кузовом. Все они получили изящную щитовидную решетку радиатора, крупные фары и массивные штампованные дисковые ободы всех колес, способные выдержать неважные японские дороги тех лет. При длине 2,8 м Datsun весил в пределах 370-440 кг и развивал 60 км/ч, при этом его средний расход не превышал 5,5 л на 100 км.
В 1936 году автомобиль претерпел серьезную модернизацию, в ходе которой получил новое обозначение Datsun 15, а также более мощный 15-сильный мотор объемом 700 см3. К тому времени на производстве находилось несколько однотипных моделей, в том числе легкие пикапы и фургоны грузоподъемностью 350 кг. В целом автомобили японской марки стоили вполне приемлемых денег — около 1900-2500 иен в зависимости от типа кузова, но уровень жизни в довоенной Японии был совсем не высок. К примеру жалование госслужащего средней руки составляло 75 йен, полицейского — 45 йен, а рядовой матрос Императорского флота получал 6 йен в месяц.
Со вступлением Японии в войну концерн Nissan переключился на производство военной продукции, и изготовление легких автомобилей Datsun было прекращено. К тому времени было выпущено около 40 тыс. машин номерной серии. В 1947 году, после снятия запрета на производство легковых автомобилей, легкие Датсуны снова вернулись на конвейер, на этот раз в виде модернизированных машин серии DA.
Таким образом неказистый и довольно простой Datsun стал отправной точкой в истории автопрома Страны Восходящего Солнца. Он стал первым массовым автомобилем японского производства и основой будущего величия концерна Nissan. Впрочем, это уже совсем другая история.