
История BMW E28, легендарного седана 5 серии
30 октября 2024К середине 1970-х немецкая автомобилестроительная фирма БМВ представляла собой довольно успешное предприятие: кризис начала 1950-х был преодолен, а успешный запуск серии Neue Klasse дал компании значительные финансовые ресурсы для создания еще более совершенных, привлекательных и комфортабельных машин. Все они получили четкое разделение по сериям: малая стала третьей, средняя — пятой, спортивная — шестой и восьмой, а самая большая — седьмой, при этом, для разных поколений машин предусмотрели специальные обозначения кузова. Сегодня поговорим о BMW E28 — легендарной «пятерке» второго поколения.
BMW E12
Успех «Нового Класса» (Neue Klasse) во многом был предопределен появлением легких спортивных модификаций, оборудованных современным двигателем M10, целиком изготовленного из алюминия, с верхним расположением клапанов и распределительного вала, имеющего огромный потенциал для модернизации. Именно на этих автомобилях был найден фирменный стиль, определивший облик всех машин BMW на долгие годы вперед: хищно заостренный передок с двумя «ноздрями», сдвоенные фары и характерный изгиб задней стойки стекла, который придумал дизайнер Вильгельм Хофмайстер, пришедший в баварскую компанию в 1939 году.
В начале 1970-х Хофмайстер перешел на административную работу, а внешним видом всех новых машин занялся французский стилист Поль Брак, разработавший облик знаменитых и очень успешных «мерседесов» серии W114/115. Первой серьезной работой Брака стала первая BMW 5-серии с кузовом E12. Эта машина получила знакомый по Neue Klasse стремительный силуэт и огромную площадь остекления, при этом стала более округлой и приземистой. В то время баварцы уже пришли к пониманию, как позиционировать собственную продукцию, поэтому все новые «пятерки» получили мощные 4- и 6-цилиндровые рядные моторы мощностью 90-218 л.с. и достаточно совершенное шасси со всеми независимыми подвесками и передними дисковыми тормозами. Успех BMW E12 был поистине огромен. С 1972-го по 1981 год компании удалось реализовать 700 тыс. в общем-то недешевых автомобилей, стоимость их варьировалась от 15 до 23 тыс. немецких марок.
BMW E28
Разработка машины следующего поколения стартовала в 1977 году, а уже спустя три года новая БМВ 5-й серии поступила на производство. К удивлению многих, дизайн машины практически не изменился. Перед покупателями предстал все тот же стремительный седан с пониженной поясной линией и передком с обратным наклоном фальшрадиаторной решетки. Изменения сплошь косметические: новый дизайнер Клаус Люте слегка приподнял задние крылья, изменил внешний вид фонарей, переработал форму бамперов и капота. В результате новая «пятерка» стала более строгой и солидной, при этом за счет современных интегральных зеркал и более плавных обводов кузова коэффициент аэродинамического сопротивления удалось существенно снизить: с 0,44 у модели Е12 до 0,39 у Е28.
В техническом отношении, напротив, автомобиль претерпел существенные изменения. В основании машины находилось более прогрессивное шасси со всеми независимыми подвесками. Спереди была установлена подвеска типа МакФерсон с двумя опорными рычагами, винтовыми пружинами и стабилизатором поперечной устойчивости. Сзади применялся наиболее совершенный двухшарнирный вариант подвески на косых рычагах, в особо мощных версиях подкрепленный стабилизатором. Передние тормоза дисковые, задние барабанные или дисковые (привилегия модификаций 525 и выше). Рулевой механизм типа «винт-шариковая гайка» с гидроусилителем фирмы ZF с регулируемой степенью усиления.
BMW E28 получил весьма богатую моторную гамму. В ней содержались бензиновые двигатели мощностью 90-184 л.с., причем все они, кроме самой слабой версии, имели шесть цилиндров в ряд и инжекторную систему питания Bosch. Кроме того, впервые в практике «Баварских моторов», в машины пятой серии начали устанавливать дизель. Это был новейший рядный 6-цилиндровый двигатель с турбокомпрессором, который при рабочем объеме 2,4 л выдавал вполне внушительные 115 л.с. С этим мотором легкий BMW 524td в среднем расходовал всего 7,1 л на 100 км и развивал 184 км/ч, что делало его самым быстрым дизельным седаном в мире.
BMW M5 E28
Впрочем, самая скоростная версия BMW M5 E28 появилась лишь в октябре 1984 года. Эта машина получила весьма совершенный двухвальный 6-цилиндровый мотор М38/М88, который в самой мощной своей ипостаси выдавал 286 л.с. С таким мотором довольно легкая «пятерка» (1430 кг) спокойно разгонялась до 245 км/ч, а первую «сотню» преодолевала всего за 6,5 сек.
Титульную спортивную версию можно было легко отличить по аккуратному аэродинамическому «обвесу», многочисленным эмблемам М5, небольшому спойлеру на крышке багажника, крупным сдвоенным патрубкам выхлопной системы, 16-дюймовым колесам и скоростным шинам Pirelli P700. Стоил автомобиль соответственно. Если самая дешевая версия БМВ 518 оценивалась в 22 тыс. немецких марок, то за версию М5 пришлось бы отдать 87 тыс.!
Новый стандарт немецкого автомобиля
Ко всем прочим достоинствам БМВ 5-серии можно причислить высокий комфорт. Автомобиль получил самое современное оснащение: кондиционер, удобные профилированные сиденья, отделку из натуральных материалов, неплохую аудиосистему, центральный замок, электропривод передних сидений, электролюк, бортовой компьютер и ABS.
В сентябре 1984 года в продажу поступила самая мощная (из «обычных») версия BMW 535i, оборудованная двигателем мощностью 218 л.с., а пару месяцев спустя ей в дополнение пришла модификация M535i с новыми бамперами, спортивными сиденьями, оригинальными литыми колесами и самоблокирующимся задним дифференциалом.
Серия Е28 повторила успех предшественницы. С 1981-го по 1988 год своих покупателей нашли 722 тыс. «пятерок». К тому времени Мерседес уже представил свою модель Е190, а фирма Ауди выпустила весьма удачную Audi 100 C3. Баварцам тоже было чем ответить, в ноябре 1987-го на производство встал очередной шедевр немецкого автомобилестроения — BMW E34. Назревал новый этап грандиозного противостояния. Впрочем, это уже совсем другая история.