Facel Vega Excellence: лучший французский автомобиль
20 июля 2024В былые годы французская автомобильная промышленность представляла собой мощнейшую отрасль, которая выпускала наиболее передовые и привлекательные автомобили. Среди множества ее предприятий особняком стояла малоизвестная и уже несуществующая фирма Facel, которая специализировалась на производстве роскошных и скоростных машин класса GT. Самый известный из них, Facel Vega Excellence, находился во владении самых богатых бизнесменов, политиков и аристократов, а у популярной в те времена кинозвезды Авы Гарднер таких машин было три!
Facel Vega HK-500
Фирма Facel (Forges et Ateliers de Construction d’Eure et Loire) была образована в 1938 году талантливым инженером Жаном Данино, братом известного французского писателя Пьера Данино. Поначалу компания специализировалась на изготовлении газогенераторов и другого тяжелого оборудования, но вскоре перешла на контрактную сборку легковых кузовов для автомобилей Simca и Panhard. В начале 1950-х Жан Данино решил, что его компания созрела для производства собственного автомобиля, причем не абы какого, а самого престижного и мощного во Франции.
В 1954 году появился первый автомобиль Facel с роскошной отделкой и изящным низким и широким кузовом. Модель под названием Vega оборудовалась независимой передней подвеской, барабанными тормозами и гипоидной главной передачей. В ее основании находилась прочная трубчатая рама, в передней части которой располагался мощный 180-сильный 8-цилиндровый двигатель американского производства. С ним в паре работала автоматическая 3-ступенчатая коробка передач, хотя машину также можно было оборудовать и 4-ступенчатой «механикой».
Салон Facel Vega был выполнен в британском стиле и получил высококачественную отделку из натуральных материалов. В целом автомобиль производил очень благоприятное впечатление: имел свежий, хорошо узнаваемый внешний облик, комфортабельный салон с электростеклоподъемниками и уверенно разгонялся до 180 км/ч. В то время во Франции велось активное строительство скоростных автомагистралей, поэтому Facel Vega довольно быстро нашел свою нишу и стал популярен среди обеспеченных любителей дорожных путешествий.
Через год автомобиль получил панорамное остекление и еще более мощный мотор на 250 сил. В 1956-м ему на смену пришел новый 4,9-литровый агрегат на 253 л.с. и тогда же Facel Vega впервые преодолел рубеж в 200 км/ч. В 1958 году появилась самая известная и роскошная версия HK-500. Это купе оборудовалось крайслеровским V8 объемом 5,9 л мощностью 360 л.с. и развивало невероятную для своего класса скорость — 230 км/ч. Столь серьезное увеличение мощности потребовало пересмотра тормозной системы. Взамен барабанных тормозов Lockheed-Bendix, установили дисковые — фирмы Dunlop. Усиливая раму, немного нарастили колесную базу — до 2,66 м. Внешне автомобиль практически никак не изменился, только приобрел новую переднюю облицовку с расположенными друг над другом фарами. Они великолепно вписались в стилистику характерного передка и отлично дополнили визуальный образ машины.
Facel Vega Excellence
В том же году в гамме появился роскошный 4-дверный седан Facel Vega Excellence (EX-1). Боковые двери его огромного кузова без центральных стоек распахивались в разные стороны, открывая широчайший доступ сразу на оба ряда сидений. Салон EX-1 отличался невиданным до тех пор убранством: помимо кожаной обивки и щитка приборов из натурального дерева ценных пород, седан мог оборудоваться радиотелефоном и мини-телевизором! Кроме того немного доплатив, заказчик мог получить комплект из семи дорожных чемоданов с фирменной отделкой. Общий стиль «Экселянса» также претерпел метаморфозу: согласно моде тех лет, на его задних крыльях проявились небольшие хвостовые «плавнички».
К концу 1950-х фирма Facel пользовалась высоким авторитетом, и ее машинами владели крупные бизнесмены и политики. На «Экселянсах» разъезжали французские дипломаты, министр внутренних дел Французской Республики, марокканский король, мексиканский президент и другие политики, и это не очень нравилось французским властям. Точнее их раздражал тот факт, что под капотами всех этих машин находились американские агрегаты. Как следствие фирме Facel предложили провести скорейшее «импортозамещение». Невыполнение этих требований грозило отзывом лицензии на импорт, поэтому Жан Данино был вынужден подчиниться.
В 1959 году компания Facel освоила производство компактной модели Facellia с французским 4-цилиндровым 1,6-литровым двигателем. Его заказали на стороне у фирмы Pont-a-Mousson, которая сама же его и спроектировала. На первый взгляд двигатель казался неплохим — имел двухвальную алюминиевую ГБЦ и выдавал вполне достойные для своего объема 115 л.с. Но довольно скоро выяснилось, что агрегат имеет просчеты в конструкции и периодически «ловит клина» из-за постоянного перегрева. В адрес Facel посыпались многочисленные рекламации, мгновенно уничтожившие высокий имидж марки. Мотор попытались модернизировать, а вскоре и вовсе заменили на другой, но репутацию было уже не спасти. В 1961 году фирма выпустила новую модель Facel II с тем же крайслеровским мотором, но с совершенно новым угловатым обликом, однако былого успеха она уже не получила.
В 1963 году разоренная гарантийными ремонтами Facel легко попала под контроль корпорации Mobil Oil, которая быстро уволила Жана Данино, а через 9 месяцев и вовсе прекратила производство автомобилей. К тому моменту было изготовлено 3033 автомобиля, 152 из которых в модели Excellence. Так Франция осталась без машины высшего класса и теперь уже навсегда…