Fiat Albea: очередной «неудачник» российского рынка
29 сентября 2024Российский дебют Fiat Albea состоялся в 2004 году. В нашей стране был представлен небольшой, переднеприводный седан, который должен был составить конкуренцию Renault Symbol, Hyundai Accent и другим бюджетным иномаркам. Не слишком симпатичный, но весьма крепкий автомобиль, казалось, был обречен на успех. Однако, совершенно неожиданно для всех, Фиат Альбеа постиг грандиозный провал. Почему россияне невзлюбили скучное творение итальянского автопрома, постараемся разобраться в этой статье.
Fiat Albea
В техническом отношении Fiat Albea представлял собой слегка перелицованный седан Fiat Siena, созданный в рамках так называемого «всемирного проекта» в 1996 году. Центральной особенностью этой машины стала ее конструкция, которая допускала быстрое развертывание производства в любой точке мира, на любой линии сборки, и все это без ущерба качеству и скорости изготовления. Первенцем в этом проекте стал компактный хетчбэк Fiat Palio, в основе которого лежало модернизированное шасси от древнего Fiat Uno образца 1983 года.
Сперва Palio и Siena стали выпускать в Бразилии, в 1997 году производство открыли в Венесуэле, Польше и Марокко, а в 1998-м модель прописалась на конвейере турецкого завода Tofas. В общем, ставка на глобальную платформу себя оправдала, и к началу 2000-х в одной только Бразилии ежегодно выпускали по 30–40 тыс. машин серии Palio. В 2001 году состоялся первый рестайлинг, в ходе которого слегка обновили внешность, а в 2004-м автомобиль снова модернизировали: изменили внешнее оформление передка и кормы, а колесную базу увеличили на 66 мм. В 2006 году Fiat Albea получил российское гражданство — методом крупноузловой сборки автомобиль начали собирать на заводе ЗМА в Набережных Челнах.
По европейским стандартам к тому времени автомобиль порядком устарел, но на фоне отечественной продукции и других бюджетных иномарок выглядел все еще неплохо. За 366 тыс. руб. покупатель получал небольшой седан с независимой передней подвеской, передними дисковыми тормозами, малолитражным мотором объемом 1,4 л мощностью 77 л. с., 5-ступенчатой механической коробкой, гидроусилителем руля и единственной подушкой безопасности. Доплатив 40 тыс. рублей, в комплектацию можно было добавить передние электростеклоподъемники, кондиционер, противотуманные фары, электропривод зеркал и бортовой компьютер. А самая дорогая версия с двумя подушками безопасности и АБС стоила уже 430 тыс. рублей.
При этом красотой Fiat Albea не блистал. Это был достаточно несуразный, узкий и высокий автомобиль с простыми округлыми формами и однообразным «пластиковым» салоном родом из 1990-х. Зато багажник оказался довольно вместительным на 515 литров, а его крышка имела дистанционное открытие из салона. Разгонялся автомобиль неважно, до 100 км/ч за 13,5 сек., но при этом имел прочное, энергоемкое шасси и весьма мягкий ход, подкрепленный сильными кренами в поворотах. Иными словами, на наш рынок попал довольно средний и откровенно бюджетный, но довольно простой автомобиль, изначально спроектированный для стран «третьего мира» — не лучше и не хуже «конька-горбунка» Рено Символ или Хендай Акцент. Так почему же Фиат Альбеа постиг фиаско?
А все дело в цене. Он стоил дороже вышеперечисленных конкурентов, при этом не имел перед ними каких-либо преимуществ. С появлением на рынке Renault Logan, дела у Fiat Albea стали совсем плохи. В 2012 году когда пути фирмы Соллерс и марки Фиат разошлись, машину сняли с производства. Всего к тому времени успели изготовить 65 тыс. автомобилей. Для сравнения ежегодный объем продаж того же Логана в России достигал 90 тыс. единиц! Впрочем, история Albea-Siena на этом не закончилась. Производство машины продолжилось в Южной Америке и было завершено лишь в 2016 году. Всего к тому времени в Бразилии изготовили более 1,2 млн машин.