Auburn Speedster: история американских автомобилей «Оберн»
24 сентября 2024Малоизвестная в нашей стране фирма Auburn (Оберн), в довоенные времена, выпускала, пожалуй, наиболее изящные, скоростные и технически совершенные автомобили, достойные громкого звания Speedster. В 1930 году она явила миру свою самую знаменитую модель — Auburn Speedster 851, ставшую истинным украшением американских дорог того времени…
Краткая история марки Auburn
Марка Auburn берет свое начало с небольшой экипажной мастерской, основанной в 1868 году немецким эмигрантом Карлом Экхардом. В начале XX века управление компанией приняли его сыновья Фрэнк и Моррис и уже в 1901 году переориентировали ее на выпуск новомодных механических транспортных средств с двигателями внутреннего сгорания. Для именования вновь созданного предприятия они не стали использовать свою сложную фамилию, а взяли название в честь родного городка Оберн, что на севере Индианы.
Начало было более чем скромным: первый автомобиль Auburn получил 1-цилиндровый моторчик на 6 л. с., сплошные резиновые шины и простейший деревянный корпус на два посадочных места. Впрочем, уже в 1903 году фирма явила на свет более совершенный автомобиль с пневматическими шинами и рессорной подвеской. К концу десятилетия в производственной программе Оберн значились вполне серьезные модели с открытыми кузовами и 4-цилиндровыми моторами. Однако серьезного коммерческого успеха эти машины не получили: выпускались ограниченным тиражом, стоили довольно дорого и не могли конкурировать с массовой продукцией Форд и Олдсмобиль.
Auburn Automobile Company, несомненно, настал бы конец, если бы не предприимчивый и автопромышленник Эррет Корд. В 1919 году он выкупил акции компании Оберн и стал ее вице-президентом. Он начал с того, что изменил всю производственную программу, расширив ее в несколько раз. Если в 1924 году фирма выпускала всего две 6-цилиндровые модели, то к 1928 году модельный ряд насчитывал уже семь 6- и 8-цилиндровых серий мощностью 60-120 л.с. При этом каждая из них предлагалась в 4-6 вариантах, включая скоростную спортивную модификацию Speedster. С выходом этой модели, собственно, и началась звездная история марки Auburn.
Auburn Speedster
Все началось с появления в 1931 году серии Auburn 8-98, оборудованной 8-цилиндровым двигателем мощностью 98 л.с. Затем она преобразовалась в модель 8-100, а в 1933 году мощность мотора возросла до 101 л.с. Серия включала в себя несколько исполнений в кузовах седан, фаэтон, кабриолет, купе и лимузин. Вершиной стиля в ней стал легкий 2-дверный Auburn Speedster, облик которого разработал известный американский дизайнер Гордон Бьюриг, известный по самым совершенным и массивным машинам Duesenberg. В отличие от них, для Auburn он выбрал нарочито сглаженные и изящные формы с зауженным хвостовым завершением в виде перевернутой лодки, получившим название «boattail». Нельзя сказать, что именно Auburn Speedster стал первым в мире автомобилем с такой формой кузова, но именно он стал законодателем мод и самым ярким представителем этого стиля.
Дебютировавшая в 1935 году модель Auburn Speedster 851 стала «лебединой песней» фирмы Оберн. Это был стремительный открытый автомобиль с традиционными зауженными хвостами, миниатюрными бамперами, продолговатыми корпусами фар и боковинами капота с хромированными выхлопными патрубками, указывающими на установленный особо мощный мотор с механическим компрессором. Данный двигатель имел 8-цилиндровую рядную конструкцию с боковыми клапанами и при рабочем объеме 4,5 л, с единственным карбюратором Stromberg и центробежным нагнетателем Schwitzer-Cummins, выдавал 160 л.с. В остальном шасси имело традиционное исполнение с лонжеронной рамой, всеми рессорными подвесками, гидравлическими барабанными тормозами и 2-ступенчатой главной передачей, удваивавшей общее число передач с трех до шести.
Несмотря на великолепный внешний вид и отличные технические характеристики, стоил Auburn Speedster весьма демократично: 2–2,2 тыс. долларов. Для сравнения, родственный Cord 812 оценивался в 2,5 тыс., а престижный Packard Twelve можно было приобрести за 3,7–9,5 тыс. долларов. Тем не менее даже при такой разумной цене покупателей на непрактичный открытый Спидстер нашлось немного. Великая депрессия опустошила карманы американцев, продажи всех автомобилей неуклонно снижались. В связи с этим Эррету Корду пришлось приступить к оптимизации так и не ставшей на крепкие ноги «автомобильной империи»: в 1936 году была ликвидирована марка Auburn, годом спустя вылетела из состава фирма Duesenberg, а вскоре и сам Эррет Корд разорил свой концерн и скрылся в Великобритании. Что же касается самой модели Auburn Speedster 851/852, то всего было изготовлено 600 таких машин.