Honda NSX: национальное достояние Японии

Honda NSX: национальное достояние Японии

23 июня 2025 Выкл. Автор autohs.ru

1980-е годы стали временем рассвета японского автопрома. Производители из Страны восходящего солнца уже внедрили турбонаддув, полноуправляемое шасси, многоклапанное газораспределение и сложную электронику, причем не где-нибудь, а в довольно массовых и не слишком дорогих автомобилях. В 1989 году японский «оверинжиниринг» добрался и до спортивно-гоночного сегмента, тогда неожиданно для всех фирма Хонда представила настоящий технический шедевр под названием Honda NSX.

История Honda NSX

Концептуальный автомобиль Хонда HP-X
Концепт Honda HP-X, ставший предтечей NSX

История проекта NSX (New Sportcar eXperimental) началась еще в 1984 году, когда Хонда совместно с итальянским ателье Пининфарина представила спортивный среднемоторный концепт HP-X. В его основе находилась весьма совершенная заднеприводная платформа с 2-литровым алюминиевым двигателем V6, пришедшим прямиком из гонок Формулы-2. Тогда этот авангардный автомобиль с экстремально заниженным клинообразным кузовом и «рифлеными» бортами, никто не воспринял всерьез, но уже в феврале 1989 года японцы представили серийный NSX — первый японский суперкар.

Автомобиль полностью соответствовал концепции HP-Х и получил центральное расположение двигателя, независимые подвески всех колес и дисковые тормоза большого диаметра (282 мм). Впрочем, центральной особенностью новой машины стала не ее компоновка, а широкое применение алюминия. Фактически NSX стал первым в мире автомобилем, полностью выполненным из «крылатого» металла. Из сплава были изготовлены рычаги подвески, каркас кузова (монокок), его внешние панели, детали рулевой системы, двигатель, корпус коробки передач и даже каркасы сидений. В результате масса кузова составила всего 210 кг, а всего автомобиля — 1370 кг, что на 30% меньше, чем у аналогичного NSX, будь его компоненты сработаны из стали.

Двигатель с системой VTEC

Honda NSX
Honda NSX

За сиденьями автомобиля, в специальном звукоизолированном отсеке, поперечно располагался 6-цилиндровый V-образный мотор рабочим объемом 3 л и мощностью 274 л.с. По меркам итальянских конкурентов тех лет, не слишком внушительные параметры, однако двигатель Honda C30A был спроектирован по гоночным лекалам и имел весьма хитроумную конструкцию. Блок цилиндров и ГБЦ у него также алюминиевые, а вот поршни и шатуны были изготовлены из специального титанового сплава, ранее применявшегося только в моторах Формулы-1.

Кроме того, агрегат получил высокотехнологичную систему газораспределения VTEC (Variable Valve Timing and Lift Electronic Control), которая действовала автоматически и включала в себя четыре клапана на цилиндр и два распределительных вала с тремя кулачками на каждый клапан. В зависимости от степени открытия дроссельной заслонки и частоты вращения коленчатого вала, электроника самостоятельно выбирала необходимый профиль кулачков: в «спокойном» режиме работали два «малых» кулачка, а при превышении 5700 об/мин в дело вступал «высокий» кулачок, увеличивающий время открытия клапана и высоту его подъема, а значит — наполняемость цилиндра топливовоздушной смесью.

Двигатель Honda C30A
Двигатель Honda C30A, созданный специально для NSX, имел два распределительных вала, титановые шатуны, систему переменного впуска VVIS и фирменную систему газораспределения VTEC

В результате водитель Honda NSX получал как бы два мотора в одном: тихий и экономичный на «низах» и очень мощный и оборотистый (до 8000 об/мин) на «верхах». Всего этого было достаточно для того, чтобы NSX разгонялся до 270 км/ч, а первую «сотню» преодолевал всего за 5,9 сек. Причем эти показатели верны для стандартного автомобиля, оснащенного комфортабельным кожаным салоном, кондиционером, тяжелой аудиосистемой Bose и полным набором электрооборудования.

Великолепное шасси, настроенное Айртоном Сенной

Хонда NSX
Центральной особенностью NSX было широкое примение алюминиевых сплавов

Конфигурация шасси NSX очень сильно напоминала таковую у машин Формулы-1: двойные поперечные рычаги, пружины с прутком увеличенного диаметра, мощные стабилизаторы поперечной устойчивости и специальные монотрубные амортизаторы, заполненные азотом. На всех колесах применялись вентилируемые дисковые тормоза с оригинальной 4-канальной ABS, а в рулевой системе, впервые в практике фирмы Хонда, был применен электроусилитель.

Лучшие автомобили 80-х - Honda NSX

В финальной доводке шасси Honda NSX принимал участие знаменитый гонщик Формулы-1 Айтон Сенна. В 1989 году трехкратный чемпион F1 испытал прототип на гоночных трассах Японии и Германии и… оказался недоволен настройками задней подвески и жесткостью кузова. Конструкторы Хонды учли это замечание и установили мощные стабилизаторы и жесткие пружины подвески, кроме того, изменили настройки амортизаторов, но главное, с помощью дополнительных точек сварки и усилителей значительно, на 50%, увеличили жесткость кузова, что благоприятно сказалось на управляемости.

Первый японский суперкар

Салон Honda NSX
Нельзя сказать, что салон Honda NSX отличался какими-то изысками, но все необходимое (кондиционер, аудиосистема Bose, электропривод сидений и т.д.) там имелось

В продажу автомобиль поступил в 1990 году, причем если на большинстве рынков он нес эмблему Honda, то в Северной Америке его продавали под престижным брендом Acura. Машину встретили на рынке очень тепло, и уже в первый год было реализовано 3,5 тыс. экземпляров. Успеху поспособствовала цена. За ладно скроенный и хорошо оснащенный автомобиль в США просили 65 тыс. долларов. К примеру, Porsche 911 тогда стоил около 70 тыс., а Ferrari 348 почти 100 тыс.!

В 1997 году машина была модернизирована: появился новый 3,2-литровый мотор и 6-ступенчатая коробка передач. Пять лет спустя NSX получил рестайлинг, в ходе которого лишился «слепых» фар — главного символа спорткаров 1980-1990-х. В 2005-м выпуск Honda NSX первого поколения был завершен. Всего к тому моменту успели изготовить 18 865 единиц. Через десять лет на производство поступила модель второго поколения, однако концептуально и технически это была уже совершенно иная машина.