
Сколько автомобилей выпускал завод ЗИЛ?
19 июня 2025Завод имени Лихачева являлся лидером советской автомобильной промышленности и в лучшие свои годы выпускал по 200 тыс. автомобилей в год. В производственной программе крупнейшего в Европе автопредприятия находилось несколько десятков моделей, большинство из которых выпускалось тиражом в несколько сотен тысяч экземпляров. В этой статье мы расскажем, сколько автомобилей выпускал завод ЗИЛ и какие это были машины.
АМО Ф-15
Свою автомобильную деятельность будущий ЗИЛ, а тогда АМО, начал в 1918 году с лицензионного производства итальянских грузовиков Fiat 15 Ter. Простая 1,5-тонная машина оборудовалась нижнеклапанным 35-сильным мотором, рессорными подвесками, 2-местной кабиной с брезентовым верхом и механическими тормозами на задней оси. Ритмичный выпуск первого советского грузовика освоили лишь в 1924 году, а всего до 1931 года было выпущено 6285 экземпляров АМО Ф-15.
АМО-3
Одновременно с моделью Ф-15 на Московском автозаводе организовали выпуск 2-тонного автомобиля АМО-2. Он являлся копией грузовика Autocar производства США и имел мощный мотор на 54 л.с., простую деревометаллическую кабину, рессорные подвески и барабанные тормоза с механическим приводом. АМО-2 практически полностью собирался из американских комплектующих, а его производственный тираж составил 1715 единиц.
В 1931 году на смену АМО-2 пришел полностью локализованный вариант АМО-3 с усиленной конструкцией и увеличенной до 2,5 т грузоподъемностью. Всего до 1933 года было выпущено 34 969 таких автомобилей.
ЗИС-5
1 октября 1931 года после кардинальной реконструкции АМО получил новое название — Завод им. И.В. Сталина (ЗИС). В его цехах было установлено самое современное американское оборудование, позволившее освоить массовый выпуск более совершенных и надежных автомобилей. Первым таким автомобилем стал ЗИС-5 — глубоко модернизированный вариант АМО-3. Он получил форсированный 60-сильный мотор, новую коробку передач, усиленную раму и гидропривод тормозов.
ЗИС-5 стал настоящей легендой советского автомобилестроения. Он активно применялся в Великой Отечественной войне и поспособствовал образованию Ульяновского автозавода. Всего в 1934-1948 гг. было изготовлено 532 311 машин.
ЗИС-150
Новое поколение автомобилей ЗИС появилось в 1947 году. Базовой моделью стал 4-тонный ЗИС-150 с 90-сильным 6-цилиндровым мотором, 5-ступенчатой коробкой передач, пневматической тормозной системой и новой, современной 2-местной кабиной. ЗИС-150 весил 3900 кг, развивал 65 км/ч, в среднем расходовал 40 л бензина на 100 км и значительно превосходил предшественников по надежности и комфорту. За 10 лет производства с конвейера сошло 771 615 автомобилей.
ЗИС-151
Во время войны по программе ленд-лиза советские войска получили 150 тыс. полноприводных трехосных грузовиков Studebaker US6. Эти мощные, надежные и проходимые машины заслужили огромный авторитет в войсках и послужили толчком к созданию собственных автомобилей со всеми ведущими колесами (6х6). Первым из них стал ЗИС-151. Он получил карбюраторный двигатель от ЗИС-150, новую 5-ступенчатую КП, 2-ступенчатую «раздатку» с демультипликатором, сложную трансмиссию с индивидуальными приводами каждого моста и двухскатную ошиновку задних осей.
ЗИС-151 получился не слишком удачным. Он имел низкую весовую культуру, высокий расход топлива, посредственную надежность и комфортабельность. Тем не менее, он стал важным этапом к созданию других, более совершенных автомобилей. Всего в 1948-1958 гг. было выпущено 194 559 экземпляров.
ЗИЛ-157
В июне 1956 года завод в очередной раз сменил свое название и стал носить имя директора завода АМО и ЗИС, наркома машиностроения и руководителя Минтранса СССР Ивана Алексеевича Лихачева. Годом позднее новоиспеченный ЗИЛ выпустил новый полноприводный грузовик ЗИЛ-157. В отличие от предшественника, он получил более мощный двигатель на 109 л.с., синхронизированную коробку передач, задние односкатные широкопрофильные колеса и систему регулировки давления воздуха в них.
157-й стал настоящим долгожителем и на ЗИЛе выпускался до 1988 года. Всего было изготовлено 797 934 автомобиля.
ЗИЛ-130
В начале 1960-х Московский автозавод подвергся очередной реконструкции, которая завершилась выпуском совершенно нового 5-тонного грузовика ЗИЛ-130. Впервые в практике предприятия автомобиль получил верхнеклапанный 8-цилиндровый V-образный мотор на 150 л.с., рулевое управление с гидроусилителем и просторную кабину с панорамным ветровым стеклом. Он мог разгоняться до 90 км/ч и был значительно комфортабельнее и экономичнее предшественников.
ЗИЛ-130 стал одновременно огромной удачей и проклятьем завода. С одной стороны, он обеспечил предприятию славу и экономическую стабильность, с другой — стал фактором, усугубившим кризис в долгосрочной перспективе. Дело в том, что успех ЗИЛ-130 привел к застою в разработке новых моделей. Завод продолжал выпускать устаревшую конструкцию, в то время как конкуренты (КамАЗ, МАЗ) перешли на дизельные силовые установки и современную бескапотную компоновку. В итоге грузовик продержался на конвейере три десятка лет, а его производственный тираж составил рекордные в истории завода ЗИЛ 3 366 503 экземпляра.
ЗИЛ-131
Вслед за ЗИЛ-130 на производство поступил совершенно новый полноприводный грузовик (6х6) ЗИЛ-131. На 70% он был унифицирован с гражданской моделью, но вместе с тем получил кабину с оригинальным оперением, экранированное электрооборудование, 2-ступенчатую раздаточную коробку и современную полноприводную трансмиссию со средним проходным мостом.
Производство ЗИЛ-131 на Московском автозаводе велось до 1994 года, после чего модель передали на Уральский автомоторный завод. Всего было произведено 998 429 машин.
ЗИЛ-4331
В конце 1970-х на заводе началась разработка нового и, к сожалению, последнего в истории ЗИЛ среднетоннажного грузовика. Базовая 6-тонная модель ЗИЛ-4331 поступила на производство в 1985 году. Главные ее отличия: новая, более просторная и комфортабельная кабина, экономичный дизель ЗИЛ-645 (8,7 л, 185 л.с.), 8-ступенчатая коробка передач (4-ступенчатая КПП с планетарным демультипликатором) и усиленное шасси с минимальным количеством точек смазки.
ЗИЛ-4331 должен был стать флагманом производства, но после распада СССР спрос на такие машины резко упал. В результате было выпущено всего 37 705 автомобилей серии 4331.
ЗИЛ-5301
Распад страны и новые реалии капиталистической экономики больно ударили по Заводу им. Лихачева. Резко сократился гособоронзаказ, а спрос на крупные и прожорливые среднетоннажные грузовики упал до минимума. Новой образовавшейся прослойке предпринимателей требовались надежные и экономичные грузовики малого класса грузоподъемностью 1–3 т. Несмотря на все проблемы, завод смог оперативно адаптироваться и в 1996 году выпустить на рынок совершенно новую, несвойственную для себя модель ЗИЛ-5301 Бычок. Он базировался на легком рамном шасси с рессорными подвесками, передними дисковыми тормозами, гипоидной главной передачей и 16-дюймовыми колесами. Кроме того, в машине нашли применение тракторный дизель Д-245 (4,75 л, 109 л.с.), 5-ступенчатая синхронизированная КПП и 3-местная кабина от ЗИЛ-4331 с новым привлекательным оперением.
Несмотря на сырую конструкцию, рынок встретил новый ЗИЛ весьма благосклонно, и до начала 2000-х завод выпускал по 12-15 тыс. Бычков в год, что на тот момент являлось половиной от всех выпущенных на заводе автомобилей! Однако по мере насыщения рынка импортными машинами и в результате общего падения качества продукции спрос на автомобили ЗИЛ начал стремительно падать. Серийный выпуск ЗИЛ-5301 был завершен в 2012 году, всего к тому моменту успели изготовить 86 835 машин.
Объем выпуска автомобилей АМО, ЗИС и ЗИЛ по годам
Модель | Годы выпуска | Количество выпущенных экземпляров |
---|---|---|
АМО Ф-15 | 1918-1931 | 6 285 |
АМО-2 | 1930-1931 | 1 715 |
АМО-3 | 1931-1933 | 34 969 |
ЗИС-5 | 1934-1948 | 532 311 |
ЗИС-150 | 1947-1957 | 771 615 |
ЗИС-151 | 1948-1958 | 194 559 |
ЗИЛ-157 | 1957-1988 | 797 934 |
ЗИЛ-130 | 1964-1994 | 3 366 503 |
ЗИЛ-131 | 1967-1994 | 998 429 |
ЗИЛ-4331 | 1985-1998 | 37 705 |
ЗИЛ-5301 «Бычок» | 1996-2012 | 86 835 |