История Rolls-Royce 40/50HP Silver Ghost

История Rolls-Royce 40/50HP Silver Ghost

11 января 2025 Выкл. Автор autohs.ru

Автомобильная марка Роллс-Ройс в представлении не нуждается. Всю свою историю она выпускала наиболее роскошные и качественные автомобили, доступные лишь самым влиятельным и богатым людям планеты. Впервые имя Rolls-Royce третий год от основания компании, когда она представила свой первый представительский автомобиль Rolls-Royce 40/50HP с мистическим названием Silver Ghost («Серебрянный призрак»).

Rolls-Royce 40/50HP Silver Ghost

Rolls-Royce Silver Ghost 1907
Тот самый оригинальный Silver Ghost в 2000-мильной гонке на выносливость 1907 года

Первые годы после основания компании Фредерик Ройс находился в поиске оригинальных технических решений и построил несколько прототипов классического типа с моторами на три, четыре и шесть цилиндров мощностью 15-50 л.с. В ходе испытаний Ройс неожиданно понял, что будущее фирмы за наиболее солидными и качественными автомобилями, как следствие, все малолитражные машины были забракованы и в работу пошел самый мощный вариант 40/50HP.

Первое шасси Rolls-Royce 40/50HP было представлено в ноябре 1906 года, а через год началось его серийное производство. Согласно тогдашним традициям, кузов в стандартную комплектацию автомобиля не входил, его покупатель должен был заказать в специализированном кузовном ателье сообразно своим личным вкусам и предпочтениям. Собственно, Клод Джонсон, коммерческий директор Rolls-Royce, так и поступил. В апреле 1907 года в лондонской кузовостроительной фирме Barker он заказал изготовление 5-местного открытого кузова серебристого цвета, у которого фурнитура (дверные ручки, корпуса фар и клаксон) была покрыта слоем настоящего серебра!

Двигатель Rolls-Royce Silver Ghost
Двигатель Rolls-Royce 40/50 HP покорял всех своей плавностью работы. Например, на холостом ходу монетка, поставленная на крышку мотора на ребро, не падала!

Полученной машине он, подобно яхте, присвоил собственное имя The Silver Ghost и отправился на марафонский пробег по всей Великобритании. Там он установил неформальный рекорд, пройдя 24 тыс. км без единой поломки. Столь выдающийся результат мгновенно прославил марку Роллс-Ройс, а за моделью 40/50HP вскоре прикрепилось название Silver Ghost.

Наиважнейшей деталью, обеспечившей небывалый успех Rolls-Royce 40/50HP Silver Ghost, стал очень надежный 6-цилиндровый двигатель мощностью 48 л.с. В его конструкции было предусмотрено сразу семь коренных подшипников коленчатого вала. При этом сам вал был идеально уравновешен и сбалансирован, чем обеспечил мотору невероятно плавную и тихую работу. Цилиндры были сгруппированы по три, клапаны получили боковое расположение, а двухконтурная, особо надежная, система зажигания имела по две свечи на каждый цилиндр и работала от магнето или от батареи через индукционную катушку. Карбюратор обогревался водой из системы охлаждения. Механическая коробка передач была трехступенчатой. Основной ножной тормоз действовал на трансмиссионный вал, дополнительный ручной — на задние колеса.

Rolls-Royce Silver Ghost 40/50 Barker
В 1911 году, впервые на Роллс-Ройсах, появилась эффектная фигурка «Дух экстаза», созданная скульптором Чарльзом Сайксом. На фото лимузин 40/50 HP с кузовом ателье Barker

В целом Фредерик Ройс придерживался простых и надежных технических решений, в результате чего его автомобили приобрели славу едва ли не самых надежных и выносливых автомобилей в мире. Rolls-Royce приобретали английские лорды, индийские магараджи, американские бизнесмены, а Императорский гараж Николая II в 1913-м и 1916 году приобрел два лимузина Rolls-Royce 40/50HP с кузовом ателье Kellner.

Rolls-Royce становится лидером престижного класса

В салоне Роллс-Ройс Сильвер Гост
Все автомобили марки Rolls-Royce тех лет имели заказные кузова с индивидуальной отделкой. В этом варианте были предусмотрены дополнительные откидные места с подлокотниками

На Британских островах Silver Ghost выпускали до 1925 года, в США на заводе в Спрингфилде его производство завершилось годом позднее. За все это время конструкция автомобиля постоянно менялась, а на его шасси было смонтировано бесчисленное количество вариантов кузова от самых престижных ателье. Со временем мотор получил гаситель крутильных колебаний, алюминиевые поршни, верхние впускные клапаны и электрический стартер. В итоговом варианте рабочий объем двигателя составил 7,4 л, а мощность возросла до 86 л.с.

В 1913 году на смену трехступенчатой трансмиссии пришла четырехступенчатая, а вместо устаревших ацетиленовых фар начали устанавливать электрические. В поисках наивысшей плавности хода конструкцию задней подвески Ройс пересмотрел три раза: сначала ведущий мост был подвешен на двух продольных и одной поперечной рессоре, затем на двух четверть-эллиптических продольных рессорах, а под конец выпуска — на кантилеверных.

Роллс-Ройс Николая Второго
В 1913 году для Императорского гаража Николая II был закуплен лимузин Rolls-Royce 40/50HP с кузовом французской фирмы Kellner

В зависимости от типов кузова и исполнения Rolls-Royce 40/50HP разных лет выпуска весил 1500-2800 кг и развивал 85-125 км/ч. Всего было выпущено 7876 автомобилей, 1703 из которых были собраны в Соединенных Штатах. Что же касается того самого первого, оригинального Rolls-Royce 40/50HP Silver Ghost с номерным знаком AX201, то в 1948 году автомобиль был выкуплен компанией Роллс-Ройс. В 1998-м в результате раздела английской марки между немецкими фирмами БМВ и Фольксваген, знаменитый «Серебрянный призрак» оказался в распоряжении последней. Вскоре автомобиль отреставрировали, а в 2019 году его продали неизвестному американскому коллекционеру, за внушительные 75 млн долларов.