Сколько стоили автомобили в Российской империи?

Сколько стоили автомобили в Российской империи?

15 января 2025 Выкл. Автор autohs.ru

Первый автомобиль в России появился в 1891 году. Это был двухместный Панар-Левассор с мотором мощностью 2,5 л.с. Уже к 1897 году в стране насчитывалось 19 машин, а в 1907-м, когда в Санкт-Петербурге открылся первый международный автомобильный салон, в империи было официально зарегистрировано 1010 автомобилей. Вскоре новомодное увлечение захватило энтузиастов по всей стране, и к 1914 году Российская империя вышла на четвертое место в мире по автомобилизации, а численность ее автопарка возросла до 16 тыс. единиц. Следует отметить, что хобби это было не из дешевых: стоимость «моторного экипажа» могла составлять несколько десятков тысяч рублей. Собственно, сегодня мы попробуем ответить на вопрос: сколько стоили автомобили в Российской империи? А поможет нам в этом «Справочник автомобилиста» 1914 года за авторством Н. Кузнецова.

Benz

Benz 82/200 PS
Рекордный Benz 82/200 PS

Немецкая марка Бенц вошла в историю как родоначальник автомобиля, выпустив в 1886 году незамысловатый трицикл Benz Patent-Motorwagen. Следующая, более совершенная 4-колесная модель Benz Velo получила широкое признание в Европе, а в 1894 году «моторные экипажи» Карла Бенца начали продавать в Москве по цене от 2400 руб.

К 1914 году российский ассортимент фирмы Бенц и Ко насчитывал семь моделей. По традиции тех лет все они продавались в виде шасси — кузов владелец приобретал самостоятельно, исходя из личных эстетических предпочтений и финансовых возможностей. Самый дешевый вариант Benz 8/20 PS оборудовался 2-литровым 4-цилиндровым мотором мощностью 20 л.с. Интересно, что в каталоге также была указана стоимость спортивного шасси Benz 82/200 PS с монструозным 200-сильным 4-цилиндровым мотором объемом 20,4 л, на котором немецкий гонщик Франц Хёрнер в мае 1913 года установил всероссийский рекорд скорости 202,1 км/ч.

Цены на автомобили Benz в Российской империи:

  • Benz 8/20 PS — 3650 руб.
  • Benz 10/30 PS — 4850 руб.
  • Benz 16/40 PS — 6250 руб.
  • Benz 25/55 PS — 7600 руб.
  • Benz 33/75 PS — 9300 руб.
  • Benz 39/100 PS — 11300 руб.
  • Benz 82/200 PS — 17 300-18 100 руб.

Hotchkiss

Hotchkiss AF
Hotchkiss AF

Почившая ныне французская фирма Hotchkiss на заре автомобилизма представляла собой довольно крупное предприятие, выросшее из оружейной империи Бенджамина Гочкисса в 1902 году. Все ее автомобили отличались очень прочной и надежной конструкцией и особо ценились в странах с недостаточно развитой сетью дорог.

В Российской империи представительство марки Hotchkiss находилось в Санкт-Петербурге. Там любой желающий мог приобрести 4-цилиндровые шасси AG и AF и солидную 6-цилиндровую модель AD с удлиненной колесной базой и двигателем мощностью 55 л.с.

Стоимость их составляла:

  • Hotchkiss AG — 3700 руб.
  • Hotchkiss AF — 5000 руб.
  • Hotchkiss AD — 6900 руб.

Hispano-Suiza

Hispano-Suiza Alfonso XIII
Hispano-Suiza 15/45 HP Alfonso

Испано-французская марка Hispano-Suiza была образована в 1904 году, а уже через пару лет она завоевала репутацию производителя наиболее надежных и роскошных автомобилей. В производственной гамме фирмы значились как легкие спортивные модели, так и солидные представительские машины мощностью 90 л.с.

До Первой мировой в России можно было приобрести (заказать) как минимум четыре модели:

  • Hispano-Suiza 15/55 HP Sport — 5500 руб.
  • Hispano-Suiza 15/35 HP — 5500-5700 руб.
  • Hispano-Suiza 18/55 HP — 5700-5900 руб.
  • Hispano-Suiza 80/90 HP — 7400-7800 руб.

Renault

Автомобиль Renault 40CV
Массивный Рено 40 CV с глухим капотом и кузовом лимузин

Существующая поныне компания Рено в особом представлении не нуждается. В начале ХХ века она выпускала как массовые и относительно дешевые автомобили, так и крупные, хорошо оснащенные модели. В Российской империи марка пользовалась особым почетом, а несколько ее особо мощных моделей Renault 40 CV были закуплены в царскосельский Императорский гараж и использовались для выезда великокняжеской семьи.

Приобрести машины (шасси) Renault в Санкт-Петербурге и Москве можно было по следующим ценам:

  • Renault 9 HP — 2200 руб.
  • Renault 12 HP — 4450 руб.
  • Renault 16 HP — 6000 руб.
  • Renault 22 HP — 6750 руб.
  • Renault 40 HP — 10 000 руб.

Delaunay-Belleville

Delaunay-Belleville 70HP
Царский Delaunay-Belleville 70 CV

Сегодня марка Delaunay-Belleville никому не известна, но в начале ХХ века она входила в число самых лучших мировых автопроизводителей и выпускала очень крепкие и роскошные автомобили высшего класса. Свою деятельность французская компания начинала с производства паровых котлов для паровозов и кораблей, поэтому используемые ей конструкции были очень массивны и имели огромный запас прочности.

При российском царском дворе автомобили Delaunay-Belleville получили статус императорских и подавались только непосредственно Николаю II и членам его фамилии. Интересно, что первый Delaunay-Belleville 40/50 HP обошелся Императорскому гаражу в 13 416 тыс. рублей, а второй, более мощный вариант 70 HP с закрытым кузовом фирмы Kellner, обошелся казне уже в 22 169 руб.!

  • Delaunay-Belleville 70 HP — 15 750 руб.

Руссо-Балт

Руссо-Балт С24-30
Руссо-Балт С24/30 с кузовом ландоле

До начала 1910-х годов собственное производство автомобилей в России носило эпизодический несистемный характер, пока в 1909 году Русско-Балтийский вагонный завод (РБВЗ) не приступил к серийной выделке легковых автомобилей. Первый Руссо-Балт С24/30 имел довольно передовую конструкцию: 4-цилиндровый 30-сильный мотор с картером из алюминиевого сплава, принудительным водяным охлаждением и зажиганием от магнето, 3-ступенчатую коробку передач с шестернями на шариковых подшипниках, рессорные подвески с резиновыми амортизаторами и карданный привод заднего моста.

Помимо старшей серии С, в модельной линейке завода находилась младшая, малогабаритная версия К. Все эти машины можно было купить не только в виде шасси, но и с установленным заводским кузовом типа дубль-фаэтон, торпедо, ландоле или лимузин. Стоимость их составляла (в скобках приведены цены на Руссо-Балты с заводским кузовом торпедо):

  • Руссо-Балт С24/40 — 6000 (7500) руб.
  • Руссо-Балт К12/24 — 4300 (5500) руб.

Сколько стоили автомобили в Российской империи относительно зарплат

Торговый дом Победа Российская империя
Торговый дом «Победа» был одним из первых, кто в Российской империи начал продажу автомобилей. Вскоре фирма организовала собственное производство велосипедов, а в 1905 году на ее базе было организовано предприятие по изготовлению автомобильных кузовов

Автомобили в России были не из дешевых, но, дабы оценить насколько, приведем некоторые усредненные зарплаты российских подданных. Итак, дворник получал 18 руб., вагоновожатый — 45 руб., участковый полиции — 50 руб., чиновник среднего класса — 62 руб., слесарь-сборщик на крупном заводе — 75 руб., шофер первого разряда — 100 руб., а армейский полковник 325 руб. в месяц. В общем, позволить себе машину тогда могли немногие, а массовый «народный» автомобиль по типу Ford T или Austin 7 так и не успел появиться…