![Delaunay-Belleville 70CV: последний автомобиль императора Delaunay-Belleville 70CV: последний автомобиль императора](https://autohs.ru/wp-content/uploads/2024/11/delaunay-belleville-70cv-nicholas-ii.jpg)
Delaunay-Belleville 70CV: последний автомобиль императора
07 декабря 2024Последний русский царь Николай II был человеком весьма прогрессивным и любил всякие технические новинки, в том числе автомобили. Впрочем, русские машины самодержец не жаловал, в его гараже имелось несколько Руссо-Балтов, но для своего выезда император предпочитал использовать импортные «моторные экипажи». Наиболее солидным из них был Delaunay-Belleville 70CV — автомобиль с характерным цилиндрическим моторным отсеком и роскошным кузовом работы парижской мастерской Kellner.
История фирмы Delaunay-Belleville
Автомобильная марка Delaunay-Belleville (Делоне-Бельвиль) была основана в 1903 году, но еще задолго до этого Жюльен Бельвиль прославился как производитель высококачественных паровых котлов для военных кораблей, состоящих на вооружении различных стран, включая и Русский императорский флот. Котлы изготавливались не только для кораблей, но и для паровозов, а приобретенная на этом деле высокая репутация стала главным капиталом для только что образованной автомобильной марки Делоне-Бельвиль.
Впервые машины Delaunay-Belleville дебютировали в 1904 году на автосалоне в Париже. Уже тогда они отличались невероятной массивностью и солидностью, а в передней их части располагался массивный «паровозный котел» с круглым радиатором. Создателем этих величественных машин был Мариус Барбару, получивший первый опыт у Карла Бенца, а затем отточивший свое конструкторское ремесло в небезызвестной фирме Лорен-Дитрих. За короткое время у автомобилей Барбару сложилась репутация как исключительно комфортабельных, надежных и долговечных машин, способных без ремонта преодолеть 300 тыс. км, что по тем временам считалось просто фантастическим результатом. Неудивительно, что столь крепкими машинами заинтересовались в России.
Delaunay-Belleville 70CV
Впервые с маркой Delaunay-Belleville Николай II познакомился в 1905 году, после ознакомительной поездки с флигель-адъютантом Владимиром Николаевичем Орловым. Страстный поклонник автомобилизма и действующий член Российского автомобильного общества, Орлов быстро убедил царя сменить конный экипаж на механический. В 1906 году император поручил Орлову создать первое при дворе автотранспортное предприятие, которое вскоре оформилось в «Собственный Его Императорского Величества гараж» (СЕИВГ). Первым приобретением СЕИВГ стал трипль-фаэтон (автомобиль с открытым кузовом и тремя рядами сидений) Delaunay-Belleville 40/45CV, оборудованный 6-цилиндровым рядным мотором на 40 л.с. и чрезвычайно редкой и дорогой электрической светотехникой. Казне покупка обошлась недешево — 13 416 руб. Для сравнения, ежемесячное жалованье учителя начальных классов в те времена составляло 25 руб., фельдшера — 40 руб., а армейский полковник получал 325 руб. в месяц.
В 1908 году Императорский гараж заказал новый парадный автомобиль Delaunay-Belleville 70CV, оборудованный мощным 6-цилиндровым 70-сильным мотором и открытым кузовом ландоле. В следующем году царский автопарк пополнился закрытым вариантом с кузовом лимузин работы французской кузовной мастерской Kellner. Оба автомобиля изготавливались по специальному заказу и имели ряд весьма интересных технических новинок. Так, царские Делоне-Бельвиль получили дублирующие тяги рулевого управления, двойную систему зажигания и дисковое сцепление вместо конусного. Кроме того, на этих машинах впервые в мировой практике была опробована система смазки под давлением при помощи поршневого насоса.
Еще одной невиданной для тех лет опцией стала пневматическая система запуска двигателя. Работала она следующим образом. Специальным рычагом водитель подавал сжатый воздух в цилиндры и включал любую передачу. После того как автомобиль набирал ход, подача воздуха прекращалась и одновременно с этим включалось зажигание и подача топлива, после чего происходил запуск мотора. После два мощных компрессора тут же компенсировали израсходованный воздух, и двигатель Delaunay-Belleville 70CV снова был готов к пуску. Система была очень дорогой, но эффективной и при отключенном моторе могла обеспечить машине самостоятельный ход на расстояние до ста метров.
В фирменном цилиндрическом моторном отсеке скрывался огромный 6-цилиндровый мотор объемом 11,8 л. Он отличался жестким, семиопорным, прекрасно уравновешенным коленчатым валом и обеспечивал мотору Delaunay-Belleville невероятно плавную и тихую работу. Двигатель работал в паре с 4-ступенчатой коробкой, крутящий момент от которых посредством цепной передачи передавался на заднюю ось. В конструкции шасси новаторских решений не было. Использовались только проверенные и надежные решения: мощная лонжеронная рама, барабанные тормоза и рессорные подвески.
Последний автомобиль императора
Все Delaunay-Belleville Императорского гаража имели поистине царский комфорт. Так, лимузин Николая Второго получил двойной теплый пол, между слоями которого находился трубчатый радиатор, соединенный с системой охлаждения двигателя. Кроме того, все окна салона имели жалюзи, а внутри находились сиденья с кожаной отделкой, электрические лампочки и деревянные панели из палисандра. Сам автомобиль был окрашен в темно-синий цвет, а некоторые внешние элементы обрамления радиатора, корпуса фар и надписи имели золотые цировки.
Русский самодержец стал отличной рекламой для французской фирмы. В 1913 году в столице насчитывалось 2036 автомобилей, 106 из которых носили марку Делоне-Бельвиль. К тому времени в царском гараже насчитывалось уже семь автомобилей Delaunay-Belleville на 40-70 л.с. В 1916-м был приобретен еще один лимузин, но доставить его в Россию фирма так и не успела. После свержения царя все машины СЕИВГ были реквизированы сначала временным правительством, а затем и большевиками. Впрочем, сам Ленин предпочитал английский Rolls-Royce 40/50HP, а вот бывший монарший лимузин отошел Троцкому. Однако довольно скоро, ввиду отсутствия запчастей и необходимого технического обслуживания, автомобили Delaunay-Belleville встали на прикол, а в 1928 году и вовсе пущены на слом.
Что же касается самой марки Делоне-Бельвиль, то падение дома Романовых больно ударило по финансовому благополучию фирмы, одновременно превратив ее в рядового производителя машин высшего класса. К концу 1920-х некогда гордая марка полностью потеряла былой престиж и собственное лицо, перейдя на производство грузовиков. Едва протянув до окончания Второй мировой, в 1948 году она закончила свое существование, а ее производственные площади выкупил фабрикант Ровер де Ровин и развернул там производство смешных 2-цилиндровых микролитражек. Впрочем, это уже совсем другая история.