История первого автомобиля Wartburg

История первого автомобиля Wartburg

11 декабря 2024 Выкл. Автор autohs.ru

В нашей стране марка Wartburg (Вартбург) была известна как производитель весьма неказистых, шумных и угловатых 2-тактных автомобилей, выпускавшихся в ГДР в 1965-1991 гг. Между тем, фирма Вартбург имела весьма разнообразную и богатую историю, а ее деятельность началась еще в далеком 1896 году.

Fahrzeugfabrik Eisenach

Wartburg-Motowagen
Рекламный проспект Айзенахской автомобильной фабрики

Свою историю Wartburg ведет от автомобильного завода Fahrzeugfabrik Eisenach, основанного в г. Айзенах, что в центре Германии, в 1896 году. Предприятие принадлежало крупному немецкому фабриканту Генриху Эрхардту по прозвищу «маленький Крупп», который владел целым комплексом машиностроительных предприятий, выпускавших, в основном, артиллерийские орудия и другое военное имущество. В Айзенахе начали выпускать широкую номенклатуру товаров, начиная от велосипедов, заканчивая авиационными моторами. Естественно, Генрих Эрхардт не остался в стороне от модного на рубеже веков направления, и в 1898 году Айзенахский автомобильный завод представил свой первый автомобиль.

Это был небольшой, ничем не примечательный 4-колесный экипаж с 3,5-сильным мотором Benz и полностью поворачивающейся передней осью. Впрочем, к тому времени на заводе уже готовилась к выпуску следующая, более совершенная машина, созданная на основе французской вуатюретки Decauville (Декавилль).

Wartburg

Первый автомобиль Wartburg
Первый серийный автомобиль марки Wartburg, 1899 год

В 1899 году началось производство сразу двух автомобилей Wartburg, названных в честь замков в окрестностях Айзенаха. Первая модель оборудовалась 2-цилиндровым мотором воздушного охлаждения объемом 479 см3 мощностью 3,5 л.с. Второй вариант получил модернизированный мотор со змеевиком водяного охлаждения, мощностью 5 л.с. Двигатель имел боковые выпускные клапаны с толкателями и приводом от коленчатого вала, электрическое батарейное зажигание и громоздкое пусковое колесо. Двигатель был сблокирован с простейшим конусным сцеплением и 2-ступенчатой механической коробкой передач. Крутящий момент от нее на задние колеса передавался посредством короткого приводного вала, соединенного с дифференциалом и двумя полуосями. Передние колеса подвешивались на рессорах, а вот задний мост жестко крепился к раме при помощи специальных растяжек. Тормоза были механическими: ножной воздействовал на трансмиссионный вал, а два ручных ленточных механизма зажимали заднюю ось. Колеса велосипедного типа, спицованные с пневматическими шинами. Салон двухместный, но спереди можно было установить небольшую «лавку» для третьего пассажира.

Рождение немецкой автомобильной промышленности

Wartburg 1899
По меркам своего времени, Wartburg имел отличное оснащение: спицованные колеса, ацетиленовые фары и сиденья с мягкой набивкой

Из двух вариантов на производство поступил самый мощный, с водяным охлаждением. В 1899 году выпустили всего четыре таких Вартбурга, а всего до 1903 года ворота Айзенахской фабрики покинуло 85 экземпляров Wartburg-Motorwagen. Все они оказались достаточно надежными, комфортабельными автомобилями, полностью соответствующими представлениям о «моторных экипажах», появившихся на заре автомобилизма. Так почему этим простым и, в общем-то, вторичным машинам, представляющим собой всё тот же французский Decauville, в истории немецкого автопрома уделено столько внимания? Всё дело в том, что именно Wartburg, впоследствии переродившись в Dixi, дал жизнь легендарной марке BMW. Более того, после разделения Германии, в той ее части, что стала называться ГДР, марка Wartburg получила вторую жизнь, и под ее эмблемой более полувека с конвейера сходили простенькие народные микролитражки с двухтактным мотором.

Таким образом, марка Wartburg считается родоначальницей не только автомобильной компании BMW, но и всего восточногерманского легкового автопрома. Так что нет ничего удивительного, что первый Wartburg сейчас хранится не только в музее Айзенахского автозавода, но и в центральном музее БМВ в Мюнхене.