НАМИ С-3: экспериментальный «Москвич» на пневмогусеницах

НАМИ С-3: экспериментальный «Москвич» на пневмогусеницах

17 декабря 2024 Выкл. Автор autohs.ru

В конце 1950-х МЗМА вел разработку рамного внедорожника Москвич-415. По своей концепции и примененным техническим решениям, он здорово напоминал американский Willys, а в заводской документации его называли не иначе как джип. Впрочем, все попытки поставить полноприводный Москвич на конвейер оказались безуспешными, и в 1960 году проект был закрыт. Однако напоследок М-415 сумел сослужить добрую службу: один из его прототипов был оборудован экспериментальным пневматическим движителем, призванным увеличить проходимость на слабонесущих покрытиях. Так появился НАМИ С-3 — один из самых необычных советских вездеходов своего времени.

НАМИ С-3

НАМИ С-3
НАМИ С-3

В начале 1960-х в институте НАМИ были начаты работы по исследованию перспективных высокоэластичных движителей. В качестве агрегатоносителя для установки пневмогусениц выбрали внедорожник Москвич-415. Легкий рамный полноприводный автомобиль, оборудованный 45-сильным мотором, как нельзя лучше подошел для установки движителя с двумя балансирными тележками и тремя двойными катками с натянутыми поверх них пневматическими гусеницами. Средний каток, закрепленный к ступице моста, был ведущим, от него крутящий момент посредством цепной передачи передавался на соседние катки. Привод гусеницы от катков был фрикционным, а сама она состояла из толстостенной резиновой камеры, усиленной по внутренней окружности металлическими прутками.

Шасси НАМИ С-3
Натяжение гусениц регулировалось перемещением крайних катков

Первый опытный полугусеничный образец НАМИ С-3 был построен в 1962 году. Его испытания показали, что вездеход отлично приспособлен для передвижения на самонесущих грунтах, но на твердом асфальтовом покрытии резиновые гусеницы часто перегревались и спадали, а катки деформировались. Кроме того, на скорости свыше 60 км/ч вездеход на мягких задних «лентах» становился полностью неуправляемым. В 1963-м машину модернизировали: установили стеклопластиковые катки и новые однокамерные пневмогусеницы.

Впрочем, к качественному улучшению характеристик это не привело, и в 1965 году автомобиль полностью перестроили. Кузов получил металлическую крышу и новые, более широкие боковины без боковых дверей. Новые гусеничные движители по-прежнему были трехкатковыми, но привод от среднего катка теперь передавался только переднему. Кроме того, конструкторы испытали два типа пневматических лент: узкую однокамерную и широкую трехкамерную. При этом катки и гусеницы можно было демонтировать и загрузить их на крышу, превратив НАМИ С-3М в практически стандартный Москвич-415.

НАМИ С-3М
НАМИ С-3-М

Новые испытания в целом показали жизнеспособность конструкции. НАМИ С-3М весом 1450 кг уверенно передвигался по заболоченным грунтам и глубокой грязи. Однако малая мощность двигателя и низкая надежность гусеничного движителя предопределили судьбу вездехода. Вскоре перспективный движитель переставили на более совершенный ГАЗ-69, а затем и на УАЗ-451Д. Впрочем, серийного воплощения все эти эксперименты так и не получили.