Rolls-Royce Phantom VII: самый успешный Роллс-Ройс
21 декабря 2024«Англия все-таки проиграла!» — с таким заголовком вышла газета Таймс в 2003 году, после того как ее журналисты побывали на презентации нового Rolls-Royce Phantom VII. Что так не понравилось борзописцам, и почему Роллс-Ройс седьмого поколения стал самым успешным автомобилем в истории британской марки? Давайте разбираться.
Трудные времена Роллс-Ройс
Впервые автомобиль с мистическим названием Phantom («Призрак») появился в производственной программе фирмы Роллс-Ройс в 1925 году. Его преемник Phantom II (1929–1935) превратил британскую марку в одного из самых авторитетных и уважаемых автопроизводителей в мире. Далее последовала роскошная модель третьего поколения с 12-цилиндровым мотором, а в послевоенный период машины IV и V серий оснащались 8-цилиндровыми агрегатами. По заведенной традиции, британцы крайне редко обновляли свой модельный ряд, делая это лишь при крайней необходимости, поэтому представленный в 1968 году Rolls-Royce Phantom VI без значительных изменений продержался на производстве до 1991 года!
Автомобили Роллс-Ройс никогда не были массовыми, но к концу 1980-х их ежегодный производственный тираж составлял всего несколько десятков единиц, поэтому в 1987 году правительство реструкторизировало компанию, выпустив акции на рынок. Сначала марка перешла под контроль оружейной компании Vickers, а в 1998 году ее полноправным обладателем стал немецкий концерн BMW. Собственно, поэтому и грустили газетчики Таймс, ведь представленный после долгого перерыва Rolls-Royce Phantom VII оказался насквозь немецким.
Rolls-Royce Phantom VII
Мировой дебют седьмого Фантома состоялся в январе 2003 года на международном автосалоне в Детройте. Перед посетителями выставки предстал солидный 4-дверный седан с массивным «камином» радиаторной решетки, мелкими прямоугольными фарами и ниспадающей крышей. Облик машины придумал Ян Кэмерон, получивший свой первый опыт в Pininfarina, а затем работавший в BMW, где создал родстер Z8 и «тройку» E46. В своей работе над новым британским флагманом он вдохновлялся внешним видом классического Rolls-Royce Phantom II, в котором, как утверждал сам художник, были сконцентрированы все ключевые элементы дизайна прошлых Роллс-Ройсов: огромные колеса, короткий передний свес, длинный капот и приподнимающаяся к задку линия порога. Тогда дизайн нового Фантома вызвал немало пересудов, но со временем величественный, старомодно угловатый образ утвердился и стал эталоном среди автомобилей престижного класса.
Впрочем, под чопорной английской внешностью скрывалась отточенная и самая лучшая немецкая техника. Кузов машины был изготовлен по принципу монокок: с алюминиевым каркасом, на который навешивались алюминиевые или композитные кузовные панели (за исключением крышки багажника, она была выполнена из стали). В результате массивный кузов Фантома весил всего 550 кг, а его жесткость на скручивание составляла 40500 Нм/град! Изготавливали корпус на знаменитом заводе BMW в Дингольфинге, где собирали BMW Z8.
Собственно, в Германии делали не только кузов. 12-цилиндровый V-образный мотор, позаимствованный у BMW 760 (Е65), слегка модифицировали, увеличив рабочий объем до 6,75 л. В результате этот весьма прогрессивный мотор с бесступенчатой регулировкой фаз газораспределения (Valvetronic) выдавал 460 л.с. и 720 Нм крутящего момента, причем 560 Нм были доступны уже с 1000 об/мин. Работал двигатель в паре с автоматической 6-ступенчатой коробкой передач ZF, которая передавала крутящий момент на задние колеса. Ходовая часть была представлена более совершенной, чем у БМВ, пневматической подвеской: спереди вместо стоек находилась «двухрычажка», а сзади — многорычажная подвеска на подрамнике. Все тормоза, естественно, дисковые, вентилируемые. Рулевое управление — типа «шестерня-рейка». Колеса для тех времен необычные, 21-дюймовые с шинами «run-flat».
Во все времена Фантом считался автомобилем для «наемного водителя», иначе говоря, довольно сложной в управлении машиной, владельцу которой не пристало самостоятельно садиться за руль. С применением немецких технологий новый Rolls-Royce Phantom превратился если не в «driver’s car», то в приятную в управлении и весьма динамичную машину. Такое не писали в рекламных буклетах, но Phantom VII уверенно развивал 240 км/ч, а разгон до 100 км/ч у него занимал всего 5,9 сек.
Царство роскоши и комфорта
Еще одной яркой отличительной чертой нового Фантома стали навешанные на задний пиллерс двери. Дело в том, что в начале 2000-х полноценные, открывающиеся против хода двери нигде не встречались, и только баварцам удалось сертифицировать известные по старинным машинам «суицидальные двери». Внутри находилось царство роскоши и комфорта: мягкие сиденья с любым типом отделки, панели из ценных пород дерева и первоклассная шумоизоляция, в общем, все то, чем славились машины Rolls-Royce с момента своего поколения. Однако, новый Фантом получил также и современную электронику: высококачественную аудиосистему Lexicon, фирменную «бмвешную» систему управления iDrive, которую тут назвали Rotary Controller, сервоприводы задних дверей, автоматический климат-контроль, навигационную систему, DVD-проигрыватель и т.д.
В общем, у немцев получился лучший в истории Rolls-Royce. Конечно, многие истинные поклонники марки называли новый Phantom VII «поддельным», ничего общего не имеющим с легендарной аристократической маркой. Но большинству «толстосумов» было глубоко безразличны эти стенания, ведь они получили весьма комфортабельный, надежный, дорогой и красивый автомобиль. Успех его был очевиден. «Призрак» с порядковым номером семь выпускался 14 лет, и за это время его производственный тираж составил 10 327 автомобилей. Никогда ранее машины этой серии не достигали такого высокого результата! Изготавливали автомобиль, а точнее собирали, на небольшом предприятии в Гудвуде, неподалеку от Лондона. Там производили окраску кузова, постановку его на шасси, монтаж салона и финишную сборку автомобиля. При этом 90% компонентов приходило из Германии, а на «заводе» трудилось всего 250 человек. Получается, правы были журналисты The Times, Англия действительно проиграла…