Lancia Aurelia: первый автомобиль с мотором V6

Lancia Aurelia: первый автомобиль с мотором V6

25 декабря 2024 Выкл. Автор autohs.ru

После окончания войны итальянская марка Lancia попала в весьма затруднительное положение. Главные предприятия в Турине, выпускавшие военные грузовики, были полностью разрушены. Уцелел лишь вспомогательный завод в Больцано, да и тот был изрядно разрушен англо-американскими бомбардировками. Путем невероятных усилий, собрав все немногочисленное оборудование, к июню 1945 года Лянче удалось наладить выпуск довоенной серии Aprilia. Впрочем, довольно скоро итальянская фирма перешла к выпуску совершенной новой модели Lancia Aurelia, под капотом которой скрывался настоящий шедевр двигателестроения и первый в мире двигатель V6!

Lancia Aurelia

Lancia Aurelia Berlina B10
Lancia Aurelia Berlina B10

Впрочем, столь громкое заявление было верно лишь отчасти. Шестицилиндровые агрегаты с V-образным расположением существовали и прежде, но ранее они имели мизерный угол отклонения цилиндров (15-18°) и фактически находились в едином блоке. В 1943 году инженер Лянчи Джузеппе Вакарино предложил создать 6-цилиндровый двигатель с двумя отдельными блоками и углом развала 60°. Во время войны реализовать эту идею оказалось невозможно, однако после ее окончания Франческо Вирджилио сумел создать первый прототип «нормального» V6. Пять лет ушло на доработку конструкции, и в 1950 году новый мотор дебютировал под капотом Lancia Aurelia.

По славной итальянской традиции двигатель сделали «квадратным», то есть диаметр его цилиндров практически совпадал с ходом поршней (70х76 мм). При этом мотор получил алюминиевые блоки цилиндров, верхнее расположение V-образно установленных клапанов и наиболее эффективные полусферические камеры сгорания. Из других особенностей Lancia V6: цепной привод ГРМ с гидроуспокоителем, высокопроизводительный масляный насос и система охлаждения с двумя термостатами. Благодаря оптимально расположенным цилиндрам, двигатель получился очень компактным и сбалансированным. Правда, при рабочем объеме 1,8 л на низкосортном послевоенном бензине он выдавал всего 56 л.с.

Первый двигатель V6 - Lancia V6
Двигатель Lancia Aurelia стал первым в мире мотором V6 с «традиционным» углом развала 60 градусов

Впрочем, потенциал первого V6 был огромен, поэтому с самого начала его водрузили на великолепное шасси со всеми независимыми подвесками. Спереди находилась предтеча МакФерсон — так называемая свечная подвеска с вертикальными пружинными стойками, соединенными мощной поперечной балкой. Задние ведущие колеса подвешивались на системе рычагов с пружинами и гидроамортизаторами. При этом коробка в едином блоке с картером главной передачи располагалась на заднем мосту, а вентилируемые тормозные барабаны находились непосредственно на выходе из дифференциала. Вся эта конструкция крепилась к несущему цельнометаллическому кузову и обеспечивала машине практически идеальное распределение массы по осям.

Lancia Aurelia GT B20
Элегантное купе Lancia Aurelia GT B20 с кузовом Pininfarina

В итоге Lancia Aurelia приобрела прекрасные ходовые качества. Первый серийный вариант B10, который весил 1080 кг, разгонялся до 135 км/ч, а 100 км/ч преодолевал за 15,5 сек. Внешне это был весьма привлекательный автомобиль с огромным щитовидным фальшрадиатором, овальными фарами и скругленными формами понтонного кузова. Вскоре в серию поступила спортивная модификация Lancia Aurelia GT B20, оборудованная форсированным 2-литровым мотором на 75 л.с. Ее украшением стал изящный 2-дверный кузов от ателье Pininfarina. В дальнейшем на основе этих машин были созданы седаны и лимузины с короткими и удлиненными колесными базами мощностью 65-90 л.с.

Лянча Аурелия
В салоне Lancia Aurelia 2500GT

В 1954 году на производство поступила Лянча Аурелия второго поколения с новым, более строгим кузовом и базовым 2,3-литровым мотором мощностью 85 л.с. Одновременно с этим появился самый мощный и наиболее известный вариант Lancia Aurelia 2500GT с новым 2,5-литровым 118-сильным двигателем V6 и слегка упрощенной рессорной подвеской Де Дион. В таком исполнении автомобиль развивал уже вполне внушительные 185 км/ч.

Производственный цикл Аурелии завершился в 1958 году. Она сохранила традиции, заложенные основателем Винченцо Лянча, и вернула марке утраченный в годы войны авторитет. Всего было выпущено 18 201 автомобиль, из них 4632 единицы в спортивном исполнении.