Rolls-Royce Phantom II: история британского автомобиля

Rolls-Royce Phantom II: история британского автомобиля

05 декабря 2024 Выкл. Автор autohs.ru

«Он объявил меня своей собственностью, наравне с офисной мебелью и со всеми нашими спортивными трофеями». Из воспоминаний Уолтера Бентли.

Среди всех производителей автомобилей престижного класса марка Rolls-Royce имеет, пожалуй, самую успешную и благополучную историю. Этой британской компании посчастливилось выжить, тогда как другие, не менее яркие и заслуженные автомобильные фирмы, уже сгинули в пучинах истории. Своему успеху компания Роллс-Ройс в немалой степени обязана знаменитой серии Phantom («Призрак»), которая, разменяв уже восемь поколений, выпускается до сих пор. Первому Фантому, появившемуся в 1925 году, не удалось опередить своего главного конкурента Bentley 8 Litre, а вот Rolls-Royce Phantom II оказался более успешен и наконец-то смог уничтожить главного конкурента. Причем в буквальном смысле — фирма Бентли была сначала разорена, а после выкуплена Фредериком Ройсом.

Rolls-Royce Phantom II

Роллс-Ройс 1930-х годов
Кузов для Phantom II можно было заказать в лучших кузовных ателье того времени: Barker, Hooper, Saoutchik, Mulliner и др. На фото автомобиль с кузовом Thrupp & Maberly изготовленный в 1935 году

Фантом II был представлен в 1929 году. Его сконструировал Фредерик Ройс — талантливый и неунывающий инженер, которому в тот год исполнилось 66 лет. Фактически новый Призрак, стал большой работой над ошибками, допущенными в машине первого поколения, и при этом вобрал в себя все самое лучшее от предшественников — общую концепцию двигателя, раму и ходовую часть. От Rolls-Royce Phantom I был взят огромный 7,7-литровый 6-цилиндровый мотор, состоящий из двух 3-цилиндровых блоков, отлитых из серого чугуна. Однако в отличие от «оригинала», его блок венчала совершенно новая верхнеклапанная головка из алюминия. Сами клапаны приводились в действие от бокового вала с помощью системы толкателей. Зажигание двойное, от магнето и катушки, оснащалось автоматическим устройством опережения зажигания. Карбюратор тоже не простой, двухкорпусной с подогревом от выхлопных газов.

Роллс-Ройс Фантом 2
Фантом 2 оборудовался регулятором оборотов, дабы звук солидной рядной «шестерки» не превышал определенного предела

Двигатель был сблокирован с картером сухого однодискового сцепления и корпусом 4-ступенчатой коробки передач, которая пусть и не сразу, получила синхронизаторы на всех передачах. От коробки крутящий момент передавался на задний мост с гипоидной главной передачей. Это позволило понизить уровень пола и придать машине приземистый силуэт. Не считаясь с увеличением массы, Фредерик Ройс радикально усилил раму шасси и элементы передней подвески, после чего наконец-то удалось избавиться от вибраций передних колес. За этот эффект «шимми» первый Фантом подвергся немалой критике. В целом конструкция шасси оставалась классической, но при этом содержала ряд прогрессивных элементов: вакуумный усилитель тормозов, гидравлические амортизаторы на всех колесах и централизованную систему смазки.

Несомненный успех

Rolls-Royce Phantom II Interior
Количество вариантов отделки салона ограничивались лишь фантазией и финансовыми возможностями владельца

Стоимость Rolls-Royce Phantom II составляла ровно 1900 фунтов — примерно на уровне престижных моделей Hispano-Suiza и Duesenberg. Однако Роллс-Ройс только в качестве шасси, кузов надо было заказывать отдельно, причем не где попало, а только в апробированных производителем кузовных ателье. При таком подходе итоговая стоимость машины ограничивалась лишь толщиной кошелька покупателя. Так, один из Фантомов с кузовом от фирмы Hooper обошелся своему владельцу в 3500 тыс. фунтов или 265 тыс. долларов по современному курсу! При этом неважно, в какой компании был изготовлен кузов, его всегда украшали огромные электрические фары и никелированный радиатор с вертикальными прорезями и знаменитой фигуркой «крылатой девушки».

Отделка салона зависела от вкусов заказчика. В недорогих вариантах внутренние панели могли быть отделаны панелями из ценных пород дерева, сиденья — из натуральной, а все ручки и фурнитура из хромированной стали или полированного алюминия. Лучшие заказные экземпляры могли содержать персидские ковры, серебренные или даже золотые детали интерьера, меховую или тканевую обивку с ручной вышивкой. Кроме того, на Rolls-Royce Phantom II можно было установить любое, доступное на тот момент оборудование, будь то радиоприемник, мини-бар или сейф для оружия.

Rolls-Royce Phantom II Barker 1930
Владельцы, пожелавшие водить свой Фантом самостоятельно, заказали машину с открытым кузовом спортивного типа. На фото автомобиль 1930 года оборудованный кузовом Baker

Rolls-Royce Phantom II выпускался до 1935 года. Он оказался последним автомобилем в серии, оснащенный «скромным» 6-цилиндровым двигателем. С этой машиной Фредерик Ройс смог одолеть главного конкурента и восстановить подмоченную репутацию фирмы. Продав 1767 экземпляров, он почти лишил Уолтера Бентли заработка, что во времена Великой депрессии привело марку Bentley к банкротству. Все ее активы Ройс выкупил через подставную фирму British Central Equitable Trust, после чего вывез все производственное оборудование, а здания выставил на торги. Сам же мистер Бентли после «недружественного поглощения» какое-то время был вынужден работать в компании конкурента в качестве технического консультанта и покинул Rolls-Royce в 1935 году. Впрочем, это уже совсем другая история.