ИЖ-2126 «Орбита»: последняя «Ода» советскому автопрому

ИЖ-2126 «Орбита»: последняя «Ода» советскому автопрому

13 июня 2023 Выкл. Автор autohs.ru

О машинах собственной конструкции ижевские автостроители мечтали с момента запуска завода в 1965 году. Однако только спустя 10 лет, конструкторы Ижмаша наконец-то получили техническое задание на проектирование собственного легкового автомобиля. Так началась печальная история ИЖ-2126 Орбита (Ода) — первого и последнего серийного автомобиля ИЖ оригинальной конструкции.

ИЖ-2126

ИЖ Орбита
Прототип первой серии образца 1977 года

Несмотря на то, что на Ижевском автозаводе ранее не выпускали автомобилей собственной разработки, на заводе сложился довольно сильный конструкторский коллектив. За специалистами ижевского КБ значились несколько весьма интересных прототипов. Так в 1971 году они построили весьма прогрессивный переднеприводный ИЖ-13 Старт, а годом позднее собрали аналогичный вазовской Ниве, полноприводный ИЖ-14.

В 1975 году ижевцы получили задание на разработку легкового автомобиля заднеприводной компоновки с современным 5-дверным кузовом хэтчбек и двигателем объемом 1,6 л. Заполучив наконец настоящее дело, к выполнению задания конструкторы отнеслись с огромным энтузиастом. Несмотря на технические ограничения призванные максимально использовать компоненты текущего ИЖ-412, заводчане вознамерились не просто воссоздать старый Москвич в новом кузове, а построить современный, комфортабельный автомобиль, способный успешно конкурировать с прогрессивными переднеприводными машинами. Ведущим конструктором будущего ИЖ-2126 стал Владимир Абрамян, а ответственным за дизайн выступил Владимир Савельев.

УЗАМ-412 Продольный разрез
Для машины планировался старый добрый 75-сильный двигатель М-412

Первый прототип появился в начале 1977 года. Машина вышла совершенно невзрачной на вид, но на этом этапе дизайн был не в приоритете, ведь специалисты отрабатывали общую компоновочную схему автомобиля. Взяв устаревшие, но еще вполне надежные двигатель УЗАМ-412 и трансмиссию от ИЖ-412, ижевцы спроектировали совершенно новую платформу. В ней силовой агрегат сместили немного вправо относительно продольной оси кузова, а вместо архаичного червячного рулевого редуктора установили реечный. Это позволило переместить вперед моторный щит и увеличить тем самым внутреннее пространство салона. В результате при сопоставимом с Москвич-412 внешнем габарите, салон ИЖ-2126 получился намного более просторным и комфортабельным. В ходовой части новинкой стала пружинная задняя подвеска на продольных А-образных рычагах. Интересно, что пружины в ней располагались перед балкой моста и не выступали за арками колес.

Орбита

Прототип ИЖ-2126 Серия О
Опытный ИЖ-2126 1979 года своим угловатым дизайном напоминал будущий ВАЗ-2109

В 1979 году построили прототип второй серии на котором, взамен передней подвески М-412, применили независимую подвеску типа МакФерсон со стабилизатором поперечной устойчивости. К сожалению от замысловатой и дорогой задней подвески отказались. Взамен выбрали схему по типу жигулевской с пружинами над мостом и поперечной штангой (тягой Панара).

Практически ежегодно на Ижмаше создавали следующий вариант автомобиля. В 1983 году в машине нашли применение более эффективные тормозные механизмы от ВАЗ-2108. В 1984-м удалось модернизировать древнюю коробку передач и сделать ее 5-ступенчатой.

ИЖ Орбита
В таком виде Орбита должна была встать на конвейер, но у завода начались финансовые трудности

Окончательный облик ИЖ-2126 оформился в 1984 году. Машина получила собственное название Орбита и успешно прошла цикл государственных испытаний. Дело оставалось за малым — наладить серийное производство, но именно тут у завода начались серьезные проблемы. К тому времени ушел из жизни могущественный покровитель Ижмаша — Министр обороны Д.Ф. Устинов. В то время завод находился в подчинении Миноборонпрома СССР, и после смерти Устинова, финансирование «непрофильного» предприятия сильно урезали. Как следствие автозаводцам пришлось удешевлять свою конструкцию. Так взамен оригинальной оптики установили блок-фары от ВАЗ-2108. Кроме того упростили салон и отказались от модернизации двигателя М-412.

Ода

ИЖ-2126 Ода
В таком виде, спустя 14 лет после начала разработки, машина пошла на производство в 1990 году

В конечном итоге средства на производство все же нашли, но стоял уже 1991 год и страну во всю лихорадило. ИЖ-2126 выпускали по обходным технологиям, по несколько десятков единиц в месяц, и зачастую в некомплектном состоянии. Обеспечить высокое качество в этих условиях было невозможно, поэтому практически все Орбиты страдали от врожденных дефектов. Спрос на машину оказался катастрофически низким, и за четыре года удалось собрать всего 5 тыс. единиц. Фактически завод кормился за счет древних «каблучков» ИЖ-2715, которые оказались востребованы у мелких коммерсантов.

Тем не менее ижевцы продолжали «тянуть» свой проект. В 1998 году они смогли немного подтянуть качество и наладить более-менее ритмичный выпуск своего первенца. На тот момент от наименования Орбита уже отказались, так как оказалось, что автомобиль с такой маркой уже зарегистрирован в Европе. Сначала машину выпускали просто под индексом ИЖ-2126, а в 1999 году на крышке багажника появилась эмблема ИЖ Ода (ODA).

Советские легковые автомобили
В начале 80-х пластиковый интерьер Орбиты выглядел вполне современно, но к моменту начала производства уже устарел

В начале 2000-х спрос на машину несколько оживился. Завод сумел подготовить несколько интересных модификаций, среди которых особой популярностью пользовались новый «каблучок» ИЖ-2717 и ИЖ-21261 Фабула с универсальным 5-дверным кузовом. Впрочем, к тому времени стало понятно, что автомобиль разработанный еще в начале 1980-х уже окончательно устарел, и его дальнейшая модернизация не имеет смысла. В 2005 году ИЖ-2126 был снят с производства. Общий тираж всех модификаций составил 300 тыс. экземпляров.