Mazda Cosmo: первый роторный автомобиль Мазда
27 января 2020В начале 1960-х молодой японский автопроизводитель из Хиросимы оказался в сложном положении. Компания запоздало вступила в «производственную автомобильную гонку», тогда как Тойота, Хонда и Ниссан вели активную экспансию на внешние рынки. Для того чтобы преодолеть отставание, Мазде требовался инновационный автомобиль, таким стал — Mazda Cosmo.
Первый роторный двигатель Mazda
Чтобы громко заявить о себе Мазде требовался автомобиль, который смог бы заинтересовать людей. Прорывной, но при этом способный работать в рамках текущей инфраструктуры. В результате японцы решили оснастить свою флагманскую модель роторным двигателем Ванкеля.
Роторно-поршневой двигатель (РПД) Феликса Ванкеля был впервые испытан в феврале 1957 года. Мотор новой конструкции обладал рядом существенных преимуществ перед традиционными ДВС поршневого типа. РПД Ванкеля обладал высокой мощностью и компактным размером. Кроме того немецкая компания NSU выкупила патент у создателя и планировала к середине 1960-х освоить выпуск автомобилей с роторными двигателями. В июле 1961 года с одобрения правительства Японии, Mazda купила лицензию на готовый роторно-поршневой двигатель NSU Motorenwerke.
Тем временем двигатель Ванкеля был новой и крайне сырой разработкой. Для работы над РПД в 1963 году Mazda организовала специальный исследовательский отдел RERD (Rotary Engine Research Department). В нем группа инженеров занялась разработкой мотора для Mazda Cosmo.
Первый опытный двухсекционный двигатель L8A был построен в том же году. В ходе его постройки инженерам удалось решить одну из самых важных проблем РПД первой серии — повышенный износ ротора. Японские мотористы установили специальные однослойные уплотнители на апексах ротора, благодаря чему значительно увеличился ресурс мотора. К примеру инженеры NSU использовали трехслойные уплотнители отчего их износ происходил крайне неравномерно, а ресурс двигателя не превышал 80 тысяч км.
После прохождения предварительных испытаний специалисты увеличили рабочий объем до 982 см3, а двигатель получил обозначение L10A.
Mazda Cosmo
Параллельно с разработкой двигателя началась работа над автомобилем, который смог бы заинтересовать не только своим необычным мотором. Наблюдая за успехом Ford Mustang, Chevrolet Corvette или Jaguar E-Type, в Мазде приняли правильное решение — строить спортивный автомобиль.
Вдохновленные тем же E-Type, дизайнеры Mazda создали стильное двухдверное купе с вытянутым капотом и кормой. Концепт Mazda Cosmo дебютировал на Токийском автосалоне 1964 года. Такое название соответствовало духу времени, если вспомнить космическую гонку между СССР и США.
Как бы то ни было прототип привлек на выставке немалое внимание и в Mazde поняли, что двигаются в правильном направлении. Но вместе с тем компания понимала, что выпускать Mazda Cosmo в продажу без серьезной проверки, значит пойти на большой риск. Как следствие в январе 1965 года первые 80 машин отправились на ресурсные испытания.
Доказательство надежности
В 1966 году автомобиль успешно прошел испытания, и в мае следующего года встал на конвейер. Машина оснащалась роторным двигателем L10A мощностью 109 л.с. С этим мотором до 100 км/ч Mazda Cosmo разгонялась за 8,3 сек., а ее максимальная скорость достигала 185 км/ч. Для конца 60-х очень достойный показатель.
Тем временем для демонстрации надежности, японцы рискнули выставить 2 автомобиля на изнуряющую 84-часовую гонку Marathon de la Route на Нюрбургринге! Двигатели машин были слегка форсированы до 128 л.с., в остальном это были стандартные Мазда Космо.
Обе машины показали хорошие результаты. Так одна из них заняла 5 место, а вторая сошла с дистанции за 2 часа до окончания гонки. Причем вышел из строя не двигатель, а задний мост. Этот результат показал, что инженеры способны довести надежность роторных моторов до приемлемого уровня. Впрочем, вскоре, это докажут последующие легендарные модели — Savanna RX-3, RX-7 и многие другие.
В 1968 году Mazda Cosmo претерпела небольшую модернизацию. Под капотом прописался форсированный до 128 л.с. мотор L10B. В такой конфигурации на производстве машина продержалась до 1972 года. Всего было выпущено 1176 автомобилей. Причем все они собирались вручную, с повышенным контролем качества.
В конченом итоге первый роторный автомобиль Mazda Cosmo помог компании обрести известность. Кроме того высокая надежность Cosmo позволила и дальше продвигать роторные двигатели и сделать Мазду лидером в их разработке.
Технические характеристики Mazda Cosmo
Тип кузова | купе |
---|---|
Годы выпуска | 1967-1972 |
Тип двигателя | бензиновый, роторно-поршневой |
Наименование двигателя (мощность л.с.) | L10A (109), L10B (128) |
Привод | задний |
Колесная база, мм | 2200 |
Длина, мм | 4140 |
Ширина, мм | 1595 |
Высота, мм | 1165 |
Снаряженная масса, кг | 940 |