Mazda RX-3 Savanna: история выдающегося роторного автомобиля

Mazda RX-3 Savanna: история выдающегося роторного автомобиля

Mazda RX-3 Savanna — удивительный автомобиль. С его помощью, молодая и малоизвестная на тот момент компания Мазда, громко заявила о себе. И сделала она это классическим способом, в скромный ничем не примечательный внешне автомобиль, установила мощный двигатель. Да еще какой! Под капотом RX-3 находился двухроторный двигатель Ванкеля.

Краткая предыстория

Mazda RX-3 Savanna
Mazda RX-3 в кузове седан, обратите внимание на эмблему на решетке радиатора

К концу 1950-х компанию Toyo Kogyo (будущая Mazda), никто не воспринимал как серьезного автопроизводителя. Вершиной модельного ряда фирмы были примитивные трехколесные моторикши. В 1960 году компания освоила выпуск своего первого 4-колсеного автомобиля — Mazda R360. Скорее это можно назвать «пробой пера», легкий микролитражный автомобиль не мог составить конкуренцию Toyota, Nissan и другим фирмам.

Для того чтобы переломить ситуацию и закрепить за собой репутацию технологически продвинутой компании, в ноябре 1961 года Toyo Kogyo закупила лицензию на роторный двигатель NSU. Через 6 лет инженеры компании создали первый японский автомобиль с роторным двигателем — Mazda Cosmo. Долгая и сложная «роторная история» Мазда началась. Впоследствии, при попытке довести двигатель Ванкеля до ума, компания NSU разорилась. Ситроен, который также работал по этой тематике, затратил значительные суммы, но таки ничего не добился.

Как бы то ни было роторный двигатель оказался изделием довольно капризным. Поэтому при разработке семейства новых автомобилей Mazda Grand Familia, вдобавок к роторным, японцы предусмотрели установку традиционных поршневых моторов. К 1971 году испытания были завершены и началось серийное производство.

За исключением двигателей, автомобили незначительно отличались внешне и по названию. В США машины с 4-цилиндровым мотором обозначались как Mazda 808, а с роторным RX-3. В Японии автомобили с двигателями Ванкеля шли под наименованием Mazda Savanna.

Mazda RX-3 и роторный двигатель

Mazda RX-3 engine
Роторный двигатель Mazda 12A

Безусловно если бы не роторный двигатель, то RX-3 можно было бы отнести к типичным японским автомобилям класса Toyota Corolla или Mitsubishi Lancer. Но именно двигатель Ванкеля стал изюминкой это автомобиля.

У автомобилей для рынка Японии и Европы под капотом Mazda RX-3 находился двухроторный двигатель 10А общим объемом в 982 см3 и мощностью 105 л.с. Кроме того для США предназначался еще более мощный 12А объемом в 1146 см3 и 125 л.с. На первый взгляд цифры особо не впечатляют, но вкупе с «крутильным» характером роторного двигателя и низкой массой в 930 кг, автомобиль был довольно быстр. До 100 км/ч он разгонялся всего за 11 секунд, что для начала 70-х считалось отличным результатом.

Mazda RX-3 и успехи в автоспорте

Mazda RX-3 Cutaway
Передняя подвеска независимая, задняя рессорная

Для того чтобы привлечь внимание к модели, Mazda активно заявляла свою новинку в различных автогонках. Так в 1972 году на гонках Fuji Masters 250, Mazda RX-3 под управлением опытнейшего пилота Йошими Катаямы взяла первый подиум. Причем одолев легендарный Nissan Skyline 2000 GT-R, который безраздельно властвовал на гонках серии, прежде победив 49 раз подряд. Кроме того автомобиль добился успеха и за рубежом. Так в кольцевой гонке Австралии — Bathurst 1000, Mazda RX-3 пришел пятым, уступив только мощнейшим Холденам с V8 под капотом.

Между тем за счет своего соотношения цены и характеристик, Мазда RX-3 стала очень популярна в любительском автоспорте. Как следствие уже к началу 90-х найти более-менее живой автомобиль, было очень сложно, а в наше время практически невозможно.

Что в итоге?

Интерьер Мазда Саванна
Интерьер Mazda RX-3

В конечном итоге Mazda RX-3 с роторным двигателем стал одним из самых значимых автомобилей марки. Он был быстрым, доступным и отлично смотрелся, особенно в кузове купе. Более того RX-3 позволил определить дальнейший путь развития компании. Фирма пошла по пути постройки легких роторных машин спортивного типа. Так со временем появилась легендарная Mazda RX-7.

Технические характеристики Mazda RX-3

Тип кузовакупе, седан, универсал
Годы выпуска1971-1978
Тип двигателяроторный
Наименование двигателя (мощность л.с.)10A (105), 12A (125), 12B (130)
Приводзадний
Колесная база, мм2310
Длина, мм4075
Ширина, мм1595
Высота, мм1375
Снаряженная масса, кг930

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *